Основные группы социологических функций
В социологии под термином «функция» понимают назначение, роль, специфическую деятельность элемента системы.
К основным группам социологических функций относятся:
- Теоретико-познавательная, или гносеологическая функция. Предоставляет возможность получения нового социологического знания, уточнять и создавать концепции, теории, социальные связи общества, общий взгляд на социум.
- Информационная функция. Позволяет получать социологические знания общественности, широкому кругу населения.
- Управленческая функция. Задача социологов: объяснить социальные процессы и явления, найти причины их возникновения и пути разрешения проблемных вопросов, предоставить рекомендации для социального управления.
- Организационная функция. Организация различных социальных групп: в политической сфере, на производстве, на отдыхе, в воинских частях и т.д.
- Прогностическая функция. Позволяет прогнозировать будущие события в социальной жизни.
- Пропагандистская функция. Позволяет формировать общественные ценности, идеалы, создавать определенные общественные отношения, формировать образы героев общества.
Специфические функции социологии
Помимо основных функций социологии некоторые ученые выделяют ряд специфических функций:
- Э. Дюркгейм считал, что социология должна давать конкретные рекомендации по развитию и совершенствованию общества.
- В.А. Ядов к основным функциям добавляет практически-преобразовательную, просветительскую и мировоззренческую функции. Главные прикладные функции социологии состоят в объективном анализе социальной действительности.
- А.Г. Здравомыслов выделяет идеологическую, теоретическую, инструментальную и критическую функции.
- Г.П. Давидюк наряду с основными функциями выделяет образовательную функцию социологии.
Теоретико-познавательная функция
Теоретико-познавательная функция заключается в изучении и анализе социальной действительности. Она ориентирована на создание новых социологических знаний, является базой для реализации остальных функций.
Познавательная функция осуществляется на всех уровнях социологического знания:
- общетеоретический уровень – разрабатываются гипотезы, формулируются проблемы социальной действительности, определяются методики инструментария, пути социологического исследования, осуществляются прогнозы социального характера;
- средний уровень – перевод общих понятий на эмпирический уровень, приумножение знаний о сущности, конкретных ситуациях, противоречивых явлениях человеческой деятельности;
- эмпирический уровень – выявленные в ходе социологических исследований новые факты увеличивают объем обоснованных знаний о социальной действительности.
Прогностическая функция
Прогностическая функция дает научно обоснованные прогнозы дальнейшего развития отдельных сфер и структур общества, всего общества в целом, является теоретической основой для создания перспективных планов их развития.
Социальные прогнозы указывают на необходимые изменения, показывают возможности его осуществления, позволяют дать практические рекомендации по улучшению эффективности управления социальными процессами.
В зависимости от группы социальных факторов, к которой относятся практические рекомендации, они могут носить характер:
- объективный (политический строй, социальная структура общества, условия труда, поведение человека и т.д.);
- субъективный (цели, мотивы, интересы, установки, ценности, общественное мнение и т.д.).
Критическая функция
Благодаря критической функции окружающий мир оценивается с точки зрения интересов индивида. Имея объективные знания, можно выявить отклонения в развитии общества, ведущие к негативным социальным последствиям.
Наблюдается дифференцированный подход к действительности. Указывается, что в социальном устройстве можно сохранить, упрочить и развить, а что – радикально изменить.