Понятие социологии и психологии управления
Социология управления – это ветвь социологической науки, занимающаяся изучением механизмов социального управления и управленческих процессов в разнообразных социальных системах, с учетом социокультурных и социально-экономических характеристик данных систем.
Социология управления представляет сферу научных социологических исследований, содержащую исследования социальных механизмов и способом управлять социумом, его отдельные сферы, социальные группы и организации, на человеческое сознание и поведение.
Психология управления – это один из разделов психологии, который занимается изучением психологических закономерностей управленческой деятельности. Основной задачей управленческой психологии является анализ психосоматических условий и особенностей управленческой деятельности с целью повышения эффективности и качества работы внутри системы управления.
Процесс управления, реализуемый руководителем, включает ряд этапов:
- диагностику и прогнозирование состояния и изменения управленческих подсистем;
- формирование программы деятельности работников, призванной изменить состояние управляемого объекта в заданном направлении;
- организацию исполнения решений.
Современное развитие социологии и психологии управления представлено молодой и достаточно развивающейся отраслью. Каждая из них представлена определенным набором теоретических построений, базовых принципов, взглядов, подходов и явлений человеческой психики и взаимоотношений. Современная психология управления накопила большой багаж материала, позволяющего сделать ряд достаточно точных выводов и разработать конкретные рекомендации для специалистов в области менеджмента.
Социология и психология управления, рассматриваемые в качестве специфической отрасли практического знания возникла практически одновременно с появлением специальности менеджера и профессионального управленца. Ею под особым углом рассматриваются законы жизнедеятельности, общие для всех видов социальных систем, анализируя наиболее важные параметры всех социально-экономических формаций и цивилизаций, так как любое социальное явление – это только определенный момент существования целостного бытия общества в рамках его исторически особого вида.
Исторический путь развития управленческой мысли и основные теории управления
С развитием производства и научных исследований в рамках социологии и психологии управления, социологии организаций и психологии, сформировался ряд разных подходов к оценке управления как специфической деятельности людей. Отдельные теории, несмотря на неоднозначные трактовки, внесли свою лепту в основные положения науки управления.
В социологии и психологии управления подробно разработаны следующие теории управления:
- Теория рационализации Ф. Тейлора;
- Классическая теория организаций;
- Административная теория А. Файоля;
- Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо;
- Иерархическая теория потребностей А. Маслоу;
- Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга;
- Теория стилей руководства Мак Грегора.
Теория рационализации Ф. Тейлора содержит четыре основных научных управленческих принципа:
- внедрить экономные методы работы;
- профессионально подбирать и обучать кадры;
- рационально расставлять кадры;
- налаживать сотрудничество между администрацией и работниками.
Административная теория А. Файоля утверждает, что управление – это ведение предприятия к определенной цели, с извлечением максимума из имеющихся в распоряжении ресурсов. Он считал, что управление должно состоять из следующих видов деятельности: технической, коммерческой, финансовой, защитной, бухгалтерской и административной.
Благодаря Файолю управление начали рассматривать в качестве самостоятельной и специфической человеческой деятельности. В итоге сформировалась социология и психология управления, как новые отрасли науки. То есть соединились два взгляда на управление – социологический и психологический.
Классическая теория организаций была заложена Ф. Тейлором, М. Вебером и А. Файолем. Окончательное свое описание она получила в трудах Дж. Муни, Л. Урвика, Г. Саймона и других, чья деятельность пришлась на середину ХХ века. Представители данной теории стремились к конструированию организации крайне тщательно. Главный закон данной теории – принцип координации. Он предполагает согласование должностных функций и по горизонтали, и по вертикали. Координация осуществляется лидерами.
Теория «человеческих отношений» Э. Мэйо доказывает, что на производительность труда оказывает воздействие не столько технико-экономические, сколько социально-психологические факторы. Данная теория помогла более полно использовать человеческий фактор.
Иерархическая теория потребностей А. Маслоу содержит законы построения потребностей человека. Человеком движет не сама потребность, в степень ее неудовлетворения. В общем виде, потребности представляют заботу индивида об обеспечении необходимых средств и условий для собственного существования и самосохранения, стремление достижения устойчивого сохранения равновесия с окружающей средой.
Двухфакторная теория мотивации Ф. Херцберга базируется на независимых факторах, которые были обнаружены в процессе исследования, одинаково сильно влияли на поведение людей в организации.
Теория стилей руководства Мак Грегора характеризует черты авторитарного стиля руководства: жесткий контроль, принуждение к трудовой деятельности, негативные санкции, акцентирование материальных стимулов.
Существуют и модели управления, разработанные нашими отечественными учеными (Рывкиной Р.В., Пригожиной А.И.), но они практически не внедряются в производство и не доказали своей эффективности и жизненности. Все эти управленческие аспекты и действия протекают в социальной организации.