Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Социологический анализ группы

Социальные группы как объект социологического анализа

Замечание 1

Социальная группа – это совокупность людей, обладающих одинаковым социальным признаком и выполняющих в структуре общественного разделения труда общественно необходимую функцию. Общие социальные признаки группы: общее пространственное и временное бытие, социально-демографические, экономические и другие характеристики, общая деятельность.

Понятие «социальная группа» указывает на наличие социальных различий между общностями людей на основании их отношения в власти, собственности, характера труда, специализации, половозрастного признака, уровня доходов, национальности, образа жизни, места жительства и т.д.

Для типологизации социальных групп выделяют следующие классификационные признаки: общий социальный признак (непостоянный); общий социальный признак определяет социально значимое отличие данной группы от других; группа осуществляет общественно-полезные действия в обществе.

В социологии анализируются следующие внутригрупповые характеристики:

  1. Социальное взаимодействие в группе, воздействие членов группы друг на друга, превращение общности в социальную систему со стабильной структурой, общими ценностями и нормами, образцами поведения. Показателем группового взаимодействия является структура коммуникаций в группе, отношения между группой и отдельными индивидами.
  2. Групповое сознание, групповые ценности и нормы, санкции. Групповое сознание – совокупность взглядов, идей, представлений, волеизъявлений, настроений, чувств, характерных для данной социальной группы. Групповые нормы отображают правила регуляции поведения индивидов на основе представления об одобряемом, должном, желательном. Нарушение групповых норм ведет к применению групповых санкций. Система групповых ценностей создается на базе общезначимых ценностей, модифицированных в той или иной степени под воздействием групповых интересов. Анализ структуры ценностей и их воздействие на групповое поведение – важнейшее направление социологических исследований.
  3. Статусно-ролевые позиции и поведение членов группы. Поведение индивида в группе обусловлено статусом и ролью, которую он играет в соответствии со своим статусом. Исходя из статусно-ролевой концепции изучают следующие стороны социального взаимодействия: представляемая роль (ожидания по отношению к носителю роли), субъективная роль (представления носителя роли о том, как он должен действовать относительно других лиц в соответствии со своим статусом; играемая роль (реальное поведение индивида, имеющего определенный статус по отношению к людям с иными социальными позициями.
  4. Феномен «референтной группы» - реальная или воображаемая социальная группа, система норм и ценностей которой выступает эталоном для личности.
  5. Групповая интеграция – процесс трансформации группы в единое целое в результате взаимного приспособления членов группы. Процесс интеграции сопровождается сплочением и объединением группы, ростом автономии группы относительно других социальных образований. На интеграцию большое влияние оказывают психологические процессы адаптации, подражания, идентификации.
«Социологический анализ группы» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Найти

Методы социологического анализа группы

К основным методам социологического анализа группы относятся методы:

Наиболее распространенным методом социологического анализа группы является опрос. Выделяют множество видов опросов: количественные, или массовые и качественные, или фокус-группы; социологические маркетинговые; опрос по телефону, по почтовой рассылке, личный с интервьюированным; массовые и экспертные; индивидуальные и групповые; опрос на улице, по месту работы, по месту жительства; с закрытыми или открытыми вопросами; стандартизированные или свободные; опрос с тестированием продукта. Каждый практический вопрос является комбинацией вышеперечисленных параметров.

Опросный метод обладает рядом ограничений: проблема валидности – соответствия социологического инструментария и социологической реальности; проблема репрезентативности выборки (соотношение выборки и генеральной совокупности, возможность экстраполировать результаты выборки на всю генеральную совокупность); проблема достоверности информации (сознательные и неосознанные искажения информации респондентами, искажение информации интервьюерами).

Метод наблюдения применяют как: метод сбора первичных данных (является базой для формулирования гипотез и последующего проведения методик); используется на заключительной стадии массовых опросов с целью уточнения основных выводов и для дополнения статистических данных.

Выделяют следующие виды наблюдений: включенное и не включенное; в естественных или лабораторных условиях; стандартизированное или бесструктурное; дневниковое исследование.

Производственная группа как объект социологического анализа

В производственной среде люди объединены в большие и малые группы. Большие группы – коллективы предприятий. В малых производственных группах социальные отношения являются непосредственной формой межличностных контактов, опосредованных процессами труда.

Замечание 2

Основой социологического анализа производственных групп является проблема эффективности их деятельности. Это связано с необходимостью рассмотрения прикладных задач управления, что требует знаний закономерностей организации совместной деятельности людей на производстве.

Анализ взаимозависимости участников трудового процесса показывает, что основой ее возникновения выступает технологический процесс, детерминирующий тип деятельности персонала.

Социально-психологическая взаимозависимость работников обеспечивает включение групповых процессов на уровне соблюдения дисциплины, согласования действий, принятия решений, социального контроля и т.д.

На исполнение трудовых действий большое влияние оказывают условия труда, то есть состояние производственной среды, совокупность предметов и орудий труда, оказывающих значительное влияние на работоспособность, настроение и состояние здоровья людей.

Условия труда формируют следующие факторы производственной среды:

  • психофизиологические – предопределены характером труда, содержанием трудовой деятельности (нервно-психическая и физическая нагрузки, темп и ритм работы, монотонность т.д.);
  • санитарно-гигиенические – определяют внешние условия производственной среды (микроклимат, освещение, вибрации, состояние воздуха, излучения, ультразвук, контакт с токсическими веществами и т.д.); санитарно-бытовое обслуживание;
  • социально-психологические – характеризуют межличностные отношения в группе и создают соответствующую психологическую атмосферу;
  • эстетические – способствуют развитию позитивных эмоций (оформление интерьера, рабочих мест, производственного оборудования, использование функциональной музыки и др.).

Важной составляющей условий труда выступают социально-экономические аспекты: продолжительность рабочего дня, оплата труда, использование свободного времени и т.д.

Дата последнего обновления статьи: 05.03.2024
Найди решение своей задачи среди 1 000 000 ответов
Крупнейшая русскоязычная библиотека студенческих решенных задач
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot