Понятие социальной мобильности
Согласно Сорокину, социальная мобильность является естественным, нормальным состоянием общества, состоящим из регулярных перемещений не только индивидов и групп, но и определенных социальных объектов (например, ценностей), то есть всего созданного или модифицированного в ходе деятельности людей, из одного определенного социального положения в другое. Он различает горизонтальную и вертикальную мобильность.
Горизонтальная мобильность состоит в переходе индивида, находящегося в одной социальной группе, в другую группу, находящуюся на том же самом уровне социальной стратификации.
Вертикальная мобильность означает явление, при котором индивид перемещается из одного социального пласта в другой, при этом в зависимости от направленности перемещения он выделяет два типа вертикальной мобильности: восходящую и нисходящую, т.е. социальный подъем и социальный спуск.
К основным каналам социальной мобильности, по мнению русско-американского социолога, относятся церковь, армия, и образование, а также совокупность различных экономических и политических институтов.
У вертикальной мобильности, по мнению П.А. Сорокина, имеется три аспекта в соответствии с тремя формами социальной стратификации (политической, экономической, профессиональной), — как внутрипрофессиональное или межпрофессиональное перемещение, политическая циркуляция и продвижение по экономической иерархии.
Восходящая линия мобильности им оценивается двояко: не только в качестве индивидуального поднятия или, по выражению П.А. Сорокина, индивидуального просачивания, инфильтрации, но и как коллективного восхождения, когда в более высоком общественно слое происходит образование новой группы индивидов.
Виды социальной мобильности
По мнению П.А. Сорокина, для общества характерно расслоение на множественные слои и социальные группы, подобном слоям в куске слюды, но в отличие от него, слои здесь выстраиваются не только по горизонтали и по вертикали, и по всем другим направлениям, пересекаются, скрещиваются и пронизывают друг друга. Индивид в подобных условиях оказывается включенным во многие социальные группы.
Вся совокупность специальных групп, «элементарных и «кумулятивных», представляются П.А. Сорокиным в качестве:
- «закрытых», к которым индивид принадлежит независимо от своей воли – например, таких групп, как половой расовой, национальной группировки, касты, первичной семьи;
- «открытых», к которым индивид принадлежит согласно своему выбору, например, партийных, научных, религиозных, профессиональных группировок и «промежуточных» (сочетающих часть свойств каждой из двух предыдущих - классов, сословий, вторичной семьи).
Теория социальной мобильности позволяет дать научное объяснение процессам, происходящим в современном обществе и связанным с трансформациями в социально-статусной структуре. Особенно ярко социальная мобильность проявляет себя в молодежной среде.
Социальная мобильность связана прежде всего с социализацией личности, так как восхождение индивида по социальной лестнице невозможно без успешной интеграции в социум за счет усвоения действующей в нем ценностно-нормативной системы.
Положительность социальной динамики, прогрессивность развития общества не будут возможны, если не передается социокультурный опыт от старшего поколения к младшему поколению. Общество оставалось бы на одном месте и не было бы его развития без передачи накопленного багажа знаний от одного поколения к другому.
Молодое поколение, в ходе усвоения достижений духовной культуры, имеет возможность их приумножения, и передачи уже следующим поколениям. Таким образом, происходит приумножение социокультурного опыта и развитие общества.
Уже в самых древних обществах существовала насущная потребность в реализации специально организованной упорядоченной деятельности по ретрансляции социокультурного опыта, которая с каждым веком становилась все актуальнее и без которой просто невозможно стабильное функционирование современного общества.