Основные положения многомерной социологии Джеффри Александера
Культурную социологию Дж.Александер ограничивает лишь культурной сферой, тогда как в тетрасоциологии им, наряду с культурными структурами, выделяются также организационные, социальные и материальные/экономические структуры, которые взаимодействуют между собой.
Главный нерв (или смысл) понимания структур культуры состоит в соотношении материализма и идеализма, или аспектов материального и идеального плана. С одной стороны материализм не имеет особого значения. Но в истории общественных наук социология культуры, которая обозначалась терминами «социологией знания», «социология искусства», «социология религии», «социология идеологии», основывалась не на понимании и смысле культурных структур, а из способов и механизмов формирования идеальных структур иными, более материальными социальными образованиями.
В середине 80-х годов данный социологический и по своей сути материалистический подход, отвергался лишь немногими социологами. С иной стороны, сменяющая его культурная социология может характеризоваться не меньшей суровостью и критичностью, по сравнению с материалистической социологией. Центральный предмет культурной социологии это совокупность коллективных эмоций и идей, правящих миром, но это не делает ее идеализмом или в «асоциологическим волюнтаризмом». Поэтому, при отклонении идеализма, также как и материализма, отказ от учета фактов коллективной идеализации недопустим. Тем самым Александером подтверждается его плюралистическая позиция, возвышающаяся над односторонноними материализмом и идеализмом и включающая их в себя в качестве равноправных моментов.
Культурная социология
Особое значение придается психоаналитическому аспекту. Культурные структуры характеризуются подсознательностью, и одновременно с этим, регулированием общества на уровне разума, иными словами с помощью понимания возможно их изменение, но не отмена. Общество производит культурные смыслы и структуры, даже при условии их невидимости, но необходимо достичь их видимости. Целью фрейдовского психоанализа состоит в том, чтобы заменить бессознательное на сознательное. Культурная социология в таком смысле становится видом психоанализа. Ее цель – превращение социального бессознательного в явное, обозримое, помощь мужчинам и женщинам в понимании их мифов.
Александером достигается осознание диалектического смысла культурной социологии и контекста ее действия. Мир постмодерна - это сфера тесного переплетения фактических утверждений и вымышленных нарративов. В нем символические бинарные коды истина/ложь внедрены один в другой. Фантазия настолько переплетены с реальностью, что их можно разделить только впоследствии. Современное общество так многомерно и противоречиво, что оно становится традиционного.
Автор пишет, что его чувствительность к данной реальности и его способность к ее пониманию опосредуют многие интеллектуальные события:
- лингвистический поворот в философии,
- переоткрытие герменевтики,
- структурная революция в гуманитарных науках,
- символическая революцией в антропологии,
- культурный поворот в американской историографии.
Этим социолог показывает, что многомерная и противоречивая реальность может быть понята только в рамках многомерного, междисциплинарного и диалектического мышления.
Особое внимание автор в культурной социологии обращает на диалектику теории и практики, теории и эмпирии. Его исследование им самим было названо сборником «эссе», чем подчеркивался его многомерный, и ни чисто теоретический, ни чисто эмпирический характер.