Инновационный подход О. Конта к изучению общества
Новизна позитивистского подхода к изучению общества состоит в том, что О. Конт предложил использовать в общественных и гуманитарных науках естественнонаучные методы исследования, включающие, наряду с теоретическими, и эмпирические, например, метод наблюдения. С одной стороны, это была его заслуга, так как он положил начало эмпирическому изучению общества, что нашло отражение в формировании науки социологии. С другой стороны, позитивизм не единожды подвергался критике, например со стороны представителей философии жизни и неокантианства, за то, что не учитывал специфику социальной реальности, ее отличия от природы.
Социология по Конту – это позитивная (стремящаяся к получению знания, основанного на опыте) наука, которую он сам называл по аналогии с естествознанием «социальной физикой». Конт выделяет в ней два раздела «социальную статику» и «социальную динамику». В рамках первого изучается структура общества, основные общественные институты.
О. Конт разрабатывает подход к обществу как системе, постоянно подчёркивая её целостный, неделимый характер и взаимозависимость её частей. В рамках второго рассматривается процесс развития общества. О. Конт трактует систему в органической связи с идеей общественной эволюции, идущей, по его мнению, в направлении неуклонного нарастания элементов «промышленного и мирного общества», что, в свою очередь, служит критериями прогрессивного развития. Источником социального прогресса, в конечном счёте, служит врождённый инстинкт, который заставляет человека «непрерывно улучшать во всех отношениях любое условие своего существования».
Взгляды на социальную динамику
Согласно позитивизму Конта развитие социальных систем осуществляется в соответствие с «законом трех стадий», определяющим последовательность этапов интеллектуального развития, которые проходит человечество, стремящееся к познанию мира.
Первая стадия - теологическая - длится до 1300 года и включает в себя три этапа:
- фетишизм,
- политеизм,
- монотеизм.
Фетишизм представляет зачаточную форму религиозных верований, основанную на наделении вещей и предметов сверхъестественными свойствами.
Политеизм означает формирование религий, основанных на поклонении не одному, а многим богам. Это практически все религии древних народов.
И наконец, монотеизм – это формирование единобожеских религий, например, иудаизма, ислама, христианства.
Следующая стадия - метафизическая – приходится на период от 1300 до 1800 года и является переходной – для нее характерен распад традиционных верований и устоев общества под воздействием критики со стороны философов эпохи Реформации и Просвещения. Однако, знания, в основном, носят умозрительный, не подтвержденный опытом, характер.
И наконец, позитивная стадия означает, формирование которой приходится на начало 19 века, означает развитие опытной «позитивной» науки, которая является условием достижения обществом счастья, благоденствия и справедливости.
Основатель позитивизма как философского направления и социологии как первой интегративной опытной науки об обществе уделял внимание таким институтам общества, как семья, государство и религия. Как пишет Гавра, рассмотрение О. Контом основных социальных институтов (семьи, государства, религии) осуществлялось с позиций их участия в процессах социальной интеграции и выполняемых ими в данных процессах функций. Контовский метод, состоящий том, что он в анализировал важнейшие социальные институты, их функции, структуру общества, сыграл значительную роль в дальнейшем развитии социологической мысли.