Социологизм Дюркгейма
Универсальной категорией Дюркгеймовской научной системы, в которой отражаются в концентрированной форме основные принципы его социологической теории и методологии, выступает «социологизм.
Попробуем объяснить смысл и содержание данного понятия, так как именно через него можно сформировать общее представление о методологической ориентации классика французской социологии. Для интерпретации «социологизма» Эмиля Дюркгейма в этой категории необходимо различать две стороны:
- онтологическую, то есть бытийственную; 2.методологическую, то есть научно-ориентационную.
Относительно первой из выделенных нами сторон можно выделить несколько ключевых теоретических идей, составляющих суть социологизма.
- Социальная реальность является частью общего универсального мироустройства.
- Общество — это реальность особого рода, которая не сводится к другим ее видам. Человек у Дюркгейма — это дуалистичная реальность, в которой сосуществуют, взаимодействуют и противостоят друг другу две сущности: социальная и индивидуальная.
Его, известный тезис «социальные факты следует рассматривать как вещи» выступает фундаментальным методологическим принципом. При этом, он не утверждает, что социальные факты — это вещи, а доказывает лишь то, что их необходимо изучать, как вещи.
Солидарность и разделение труда
Э. Дюркгейм в научной работе «О разделении общественного труда» выделял два типа солидарности: механическую и органическую.
Для Дюркгейма механическая и органическая солидарность – это два основных фазиса общественного развития, следующих один за другим. Общество с механической солидарностью – это архаичное общество, общество с органической солидарностью – это развитое общество.
Солидарность, на которой основаны неразвитые, архаические общества, получила у Дюркгейма наименование механической по аналогии с той связью, которая существует между частицами неорганического вещества (молекулы все одинаковы, связаны чисто механически). Сплоченность в данных общественных организмах детерминирована идентичностью, похожестью составляющих их единиц (индивидов), одномерностью исполняемых этими индивидами социальных функций, деиндивидуализацией. Условием существования механической солидарности является поглощение индивидуального начала коллективным организмом.
Для обществ с механической солидарностью характерно репрессивное право, в котором находит выражение вся сила коллективного сознания. Основное назначение репрессивного права — строго карать тех членов общества, которые нарушили обычай или закон.
В условиях урбанизации, механическую форму солидарности стало обеспечивать все более трудно и в результате стало невозможным. Возникающие в Западной Европе города росли в основном за счет притока мигрантов, молодых людей из разных уголков Европы, которые имели совершенно различный опыт и вышли из-под власти местной традиции, покинув сообщество своих родных и старших авторитетов. В новом социальном образовании – городе, не существовало подкрепляемого ритуалом коллектива, и прежнее требование быть идентичным со всеми остальными не могло быть выполнено, в городах просто отсутствовали условия для механической солидарности. Пришедшая ей на смену органическая солидарность формировалась довольно медленно и была тесно связана с техническим прогрессом и усложнением ремесел и производства.
Своей теории разделения труда Дюркгейм совершил вполне успешную попытку опровержения важнейших социологических концепций факторов общественной солидарности и интеграции. Дюркгейм считал, что солидарность в обществе не может быть основана на свободной игре индивидуальных интересов (Спенсер), на деятельности государства (Конт, Теннис). Важным и единственным фактором, интегрирующим индивидов в единое целое, то есть в общество, и способствующим его сохранению, несмотря на центробежные тенденции, является разделение труда.