Понятие гуманистической социологии
Направление в социологической науке, возникшее в начале XX века в качестве реакции на позитивистское мышление. Идеологическая полемика была направлена против того, что из социальной науки был исключен «человеческий фактор», а именно проблема человека как субъективного творца, выполняющего практическое оценивание действительности и наделяющего смыслом свои действия.
Акцент на гуманитарную сущность науки вел к ориентации на применение специфических методов познания, отсутствующих в естественных науках:
- понимания,
- ценностного подхода,
- критического анализа действительности.
Разновидности гуманистической социологии включают феноменологическую традицию (А. Шюц), «аналитическую» социологию Чикагской школы (У. Томас, Ф. Знанецкий), а также ряд субъективистских школ (этнометодологию, интеракционизм, социальную драматургию и другие).
Антропологизм гуманистической социологии
Говоря о формировании гуманистической социологии, можно констатировать смещение акцентов с объективных социально-экономических условий, выделяемых в марксизме в качестве ведущего фактора социальной жизни, определяющего духовный уровень существования как общества, так и каждого индивида, в сторону превалирования субъективной жизни и активности индивидов, осуществляющих процесс постоянного конструирования социальной реальности.
Если рассматривать общество в рамках социально-конструктивистской парадигмы, то оно представляется как особая интерсубъективная реальность, формируемая и поддерживаемая в ходе коммуникации индивидов, его составляющих. При этом, наряду с субъективными фактами сознательной жизни индивидов, содержанием сферы сознания каждого из них, квалиа, которые они могут выражать посредством самых разнообразных знаково-символических средств в ходе коммуникации, необходимо выделить целый комплекс объективированных идей, представлений и чувств, которые получая независимое от индивидов существование, интегрируются в такое образование духовного плана, как общественное сознание.
Содержание общественного сознания также влияет на формирование сознания индивидов, из чего мы можем заключить, что социокультурная детерминация сознания личности осуществляется на границе взаимодействия между его сознанием и идеальным содержанием жизни всего общества.
Находясь на пересечении множества интерсубъективных связей, личность чутко реагирует на изменения в названных компонентах социальной реальности как содержанием, так и функциональным состоянием своего сознания. При этом, исходя из понимания сознания, как феномена, управляющего поведением личности, мы полагаем, что особенности работы сознаний индивидов во многом определяют облик общества в целом, его функционирование и развитие.
Проблема распределения знаний
Знания в обществе получают распределение между индивидами и социальными группами, также как и другие ресурсы. При этом, каждый индивид имеет в наличии те знания, которые являются релевантными его биографически детерминированной ситуации и применимыми в его жизненном мире.
Развивая данный тезис, можно утверждать, что распределение знаний зависит не только от самих индивидов, каждый из которых определяет, что именно ему необходимо из запаса знаний для успешной жизненной активности и исполнения социальных ролей. На характер социального распределения знаний влияет коммуникационная структура общества, определяющая степень доступности знаний. Иными словами, возможности получения информации в конкретном обществе определяются особенностями его культуры, если под культурой понимать сферу производства, распределения и потребления знаний.
Значимость идеи о коммуникации как основополагающем начале общественной жизни, структурирующем социум, подтверждается тем фактом, что природа социального, на наш взгляд, состоит во взаимодействии между людьми (на что указывали М. Вебер, П. Сорокин), а взаимодействие так или иначе предполагает односторонний либо взаимный обмен информацией.