Интернет как важная часть современной коммуникации
Интернет становится неотъемлемой частью жизни каждого человека поскольку сегодня практически любой имеет доступ к Интернет-пространству, социальным сетям, где он обменивается информацией, общается, проводит свое свободное время. Безусловно, поскольку Интернет-пространство стало распространяться очень активно, его изучением заинтересовалось большое количество научных сообществ. Социология не стала исключением – ежегодно в мире, и, в частности, в России организуется и проводится множество социологических исследований Интернета.
Преимущественно Интернет рассматривают в качестве одного из институтов социальной коммуникации, который включает в себя целый комплекс средств общения и обмена наиболее актуальной для человека информацией.
Так как современное общество имеет еще одно название – информационное, то мы со всей уверенностью можем говорить о том, что институтам социальной коммуникации сегодня отводится ведущая роль не только в рамках общения, но еще и в формировании и поддержании мировоззренческих установок и ценностей индивидов.
Исследователи определяют функционирование Интернета как социального института через его возможности в реализации интересов и потребностей граждан. Также социологи заинтересованы в том, чтобы выявлять и исследовать функции Интернета как особого института коммуникаций. К функциям, которые актуализируются в результате социологических исследований, следует отнести следующие:
- Коммуникативная функция Интернет-пространства, которая позволяет связывать людей, находящихся в разных уголках земного шара. К тому же, благодаря Интернету сегодня коммуникация становится трансграничной, и общение в целом больше не обуславливается местоположением индивидов и непосредственных участников, что упрощает и ускоряет процессы передачи информации, знаний, опыта;
- Информационная функция – она крайне важна, поскольку сегодня любую информацию человек может найти именно на просторах Интернета и, в частности, специализированных Интернет-сообществ. Это позволяет экономить время и собственную энергию, а также раскрывает границы, расширяет познавательные навыки индивидов;
- Ценностно-регулирующая функция – ее содержание совпадает с тем, что выстраивается отношение индивида к окружающей действительности. Это значит, что в Интернете можно получить информацию практически о любых событиях и явлениях, почитать мнения других граждан и на основании этого выдвинуть свою собственную позицию, которая будет отражать ориентации индивида, его желание или что-то поменять, или оставить все так, как есть.
Таким образом, перед социологами в исследованиях Интернета встает задача углубленно проанализировать мотивации, поведение, ценностные ориентации пользователей Интернета в отношении тех или иных процессов. Проще всего это можно производить через мониторинг социальных сетей, сайтов, сообществ, где каждый может высказать свое мнение в отношении того или иного процесса.
Исследование аудитории Интернет-пространства
Как мы уже отметили, социологические исследования Интернета необходимо начинать с исследования аудитории Интернет-пространства. Но полностью охватить весь поток пользователей практически невозможно, поэтому исследования можно производить сразу по ряду направлений, что позволит упорядочить данные, получать более актуальную и своевременную, правдивую информацию.
Во-первых, важно исследовать работников Интернет-СМИ. Им самим важно получать актуальную информацию для того, чтобы создавать востребованный и актуальный информационный продукт – контент. Только в этом случае они будут иметь собственный вес, имидж среди других изданий, а также будут в целом востребованы у человека, который находится в поиске той или иной информации и ориентирован на ее своевременное, оперативное получение сразу после запроса.
Во-вторых, социологи и аналитики играют очень важную роль в организации социологических исследований Интернета. Их деятельность направлена на изучение и анализ социально ориентированных процессов, а также на определение роли в этих процессах Интернет-источников и информации, которая находится в открытом доступе в глобальной сети Интернет. Конечно исследователи сталкиваются с объемными потоками, которые необходимо распределять в соответствии с тематическими направлениями, а также дальнейшими принципами применимости этих данных на практическом уровне. Поэтому сегодня общая социологическая наука разделилась на множество более локальных направлений, каждое из которых обладает своим объектом, предметом, целями и задачами. Большую часть информации можно получать именно через Интернет.
К тому же, важную роль социологические исследования Интернета играют для специалистов в области журналистики, которые занимаются углубленным анализом деятельности разнообразных средств массовой информации, их потребительским рынком, а также консалтингом в данной сфере. Ориентация на Интернет сегодня вполне закономерна, ведь именно там сконцентрированы огромные информационные потоки, которые играют значимую роль в жизни каждого человека. Необходимо фильтровать информацию, указывать на наиболее актуальные направления, делать контент, который будет доступен и понятен общим потокам населения. Социология в данном случае также глобализируется, становится наукой, которая концентрируется не только в реальной жизни, но и активно внедряет технологии по Интернет-исследованиям.
Таким образом, социологические исследования интернета сегодня становятся одними из наиболее популярных, востребованных у представителей других научных отраслей и бизнеса направлений. Такая популярность обосновывается тем, что благодаря социологии можно выявить самые актуальные тенденции, общественное мнение в отношении тех или иных событий, а также сформулировать четкие и действенные рекомендации.