Системный анализ объект исследования
Системный анализ объекта исследования - это одна из стадий процесса разработки программы социологического исследования.
Суть системного анализа состоит в том, что объект исследования рассматривается в качестве системы. Иначе говоря, объект исследования рассматривают в виде совокупности элементов и связей, которые в процессе взаимодействия образуют органическое целое. В органическом целом могут происходить фактические или планируемые изменения одного из элементов. А изменение одного из элементов приводит к деформации других элементов и всей системы в целом.
Системный анализ объекта исследования характеризуется принципом циклической взаимосвязи его истории, функций и структуры, т. е. принципом гомеостазиса.
Стоит отметить, что принцип взаимосвязи генезиса, функций и структуры того или иного объекта направлен на изучение структуры определенного объекта при помощи выделения элементов, их структуры и взаимосвязи. Он направлен и на объяснение и описание эволюции системы. Не менее важно, что данный принцип способен выявлять, как тот или иной объект функционирует.
Принцип гомеостазиса связан с определением тех механизмов, которые способны обеспечить устойчивость и равновесие всей системы.
В процессе социологических исследований системный анализ объекта применяется не в виде алгоритмов, а в качестве общих методологических установок исследования.
Например, исследуется работа (трудовая деятельность) молодых работников. Исследование направлено на выяснение мотивов осуществления трудовой деятельности, уровня запросов работников и их отношения к трудовой деятельности. Элементами этого исследования считаются определенные факторы. В этом случае – факторы, детерминирующие отношение к труду.
Такие факторы можно разделить на:
- общие и специфические;
- прямые и косвенные;
- объективные и субъективные.
Общими факторами считаются социальные, экономические и многие другие условия трудовой деятельности. Важно, что такие факторы считаются постоянными. А специфическими факторами являются условия труда, личностные характеристики работника, содержание труда, ролевые характеристики работника, взаимоотношения в рабочем коллективе, специфика внетрудовой деятельности работника.
Прямые факторы фиксируются и контролируются в объекте исследования. К таким факторам относят условия, систему, организацию, содержание оплаты труда, взаимоотношения работников с руководством, взаимоотношения в рабочем коллективе. Косвенные факторы не регистрируются. К ним относят влияние средств массовой информации, воспитание в семье, обучение.
Объективными факторами являются те условия и обстоятельства, которые формируют независимые от субъекта предпосылки его функционирования. А к субъективным факторам относят такие условия и обстоятельства, которые связаны с переработкой внешних условий. Причем эта переработка должна происходить в сознании и психике человека.
Вообще, объективные факторы можно считать стимулами, которые побуждают к деятельности. А субъективные факторы можно назвать мотивами. Иначе говоря, объективные факторы - это внешние побуждения, а субъективные - внутренние.
Все связи и элементы объекта можно изобразить графически. Это можно осуществить с помощью математических моделей или в виде описания. Некоторые связи и элементы входят в область исследования и формируют его предмет.
Содержание методической части исследовательской программы
К этапам социологического исследования относят:
- разработка программы исследования;
- указание цели исследования;
- нахождение объекта исследования;
- нахождение предмета исследования.
В процессе подготовки социологического исследования разрабатывается его программа. Такая программа считается обязательным документом социологического исследования. Целью программы является формирование общей схемы мои плана предстоящего мероприятия. К тому же, программа направлена на изложение концепции самого исследования, описание средств и способов изучения какого-то конкретного явления или процесса.
Данная программа состоит из методологического и методического раздела. Она содержит в себе довольно подробное, четкое и достоверное описание этих разделов.
Методологический раздел программы состоит из формулировки и объяснения проблемы, формирования цели исследования, нахождения предмета и объекта исследования, толкования гипотез.
В методический раздел входит формирование изучаемой совокупности, описание применяемых способов сбора первичной информации, структура инструментария, пути обработки данных.
Стоит отметить, что формирование методологической части программы всегда начинается именно с постановки проблемы. Вообще, социальной проблемой считают реально существующую в жизни людей ситуацию, которая носит массовый характер и затрагивает интересы социальных институтов или социальных групп.
Еще одним важным этапом является указание цели исследования. Причем целью является модель ожидаемого результата. Ожидаемый результат или решение проблемы могут быть достигнуты только с помощью реализации исследования. Очень важным является наличие ориентации на установленную цель. Это является довольно важным критерием эффективности осуществляемых организационных, методологических и методических процедур.
Целью исследования может стать:
- получение полного описания какой-то определенной проблемной ситуации, а также сбор социальной статистики;
- проведение анализа причин образования той или иной проблемной ситуации, а также формирование прогнозов ее развития, оценка осуществляемых воздействий на проблемную ситуацию;
- формирование рекомендаций по управленческому воздействию на исследуемую ситуацию;
- разработка различных предложений по формированию специализированных функциональных подразделений.
Нахождение объекта и предмета исследования является одним из главных этапов в процессе подготовки к исследованию, ведь без них просто невозможно будет осуществить все остальные этапы.