Справочник от Автор24
Найди эксперта для помощи в учебе
Найти эксперта
+2

Организация социологического опроса

Определение 1

Метод опроса является одним из наиболее распространенных методов получения социальной информации об изучаемых объектах в процессе непосредственного (в форме интервью) или опосредованного (в форме анкетирования) социально-психологического общения между социологом (или интервьюером) и опрашиваемым (респондентом) посредством регистрации ответов респондента на те вопросы, которые заданы социологом и вытекают из целей и задач конкретного социологического исследования.

Иными словами, опрос представляет собой метод, основа которого - ответно-вопросная ситуация.

Цель и сущность метода опроса

Основная цель данного метода - получить информацию о состоянии массовых и групповых взглядов, общественного, группового или индивидуального мнения, а также информацию о фактах и событиях, которые отражены в сознании респондента.

Основная сфера применения опроса - изучение области массового, группового и индивидуального сознания людей.

Опрос нередко также применяют при изучении таких процессов и явлений, которые недоступны либо малодоступны для непосредственного наблюдения.

Объектом такой формы исследования могут быть социальные общности, группы, коллективы или индивиды.

Ограничения в применении метода опроса

Нужно помнить, что данные, полученные в результате опроса в любом случае являются выражением лишь субъективного мнения опрошенных. Данным фактом обусловлены ограничения, имеющиеся в применении данного метода.

Выводы, которые получены в ходе опроса, должны быть сопоставлены с данными, получаемыми в результате применения других методов, характеризующих объективные свойства изучаемых явлений.

Замечание 1

Важно учитывать смещения, связанные со спецификой отражения социальной жизни в сознании социальных групп и индивидов, которые выступают в роли респондентов.

«Организация социологического опроса» 👇
Помощь эксперта по теме работы
Найти эксперта
Решение задач от ИИ за 2 минуты
Решить задачу
Помощь с рефератом от нейросети
Написать ИИ

Организация социологического опроса нуждается в тщательной подготовке. Важность, научная ценность и достоверность той информации, которая получена в результате исследования, находится в прямой зависимости от качества его подготовки. Необходимо отметить, что нередко процесс подготовки – белее длительный, чем процесс самого исследования.

Любой социологический опрос должен состоять из четырех этапов:

  • подготовки исследования;
  • сбора социологической информации;
  • подготовки полученной информации к обработке, ее дальнейшая обработка
  • анализа обработанной информации, формулирования выводов и рекомендаций.

Социологический опрос, как и любое исследование, должно иметь программу.

Замечание 2

Программа исследования является изложением его теоретико-методических предпосылок (общей концепции), основных целей и задач исследования, ги¬потезы исследования, осуществляемых процедур и инструментария.

Правила проведения опроса

Являясь специфическим актом коммуникации интервьюера и респондента, социологический опрос должен проводиться при соблюдении нескольких важнейших правил:

  • заинтересованность в опросе респондента, который должен знать, с какой целью и кто проводит опрос;
  • смысл и содержание вопросов должны быть понятны респонденту, соответствовать его культурному и образовательному уровню;
  • формулировка вопросов должна соответствовать языковым нормам, не содержать двояких или оскорбительных высказываний;
  • количество вопросов должно быть достаточным, для достижения поставленной цели, но не утомительным для респондента.

Эти важные моменты должен учитывать каждый социолог, намеревающийся использовать опрос как метод социологического исследования.

Дата последнего обновления статьи: 06.08.2024
Получи помощь с рефератом от ИИ-шки
ИИ ответит за 2 минуты
Все самое важное и интересное в Telegram

Все сервисы Справочника в твоем телефоне! Просто напиши Боту, что ты ищешь и он быстро найдет нужную статью, лекцию или пособие для тебя!

Перейти в Telegram Bot