Метод опроса является одним из наиболее распространенных методов получения социальной информации об изучаемых объектах в процессе непосредственного (в форме интервью) или опосредованного (в форме анкетирования) социально-психологического общения между социологом (или интервьюером) и опрашиваемым (респондентом) посредством регистрации ответов респондента на те вопросы, которые заданы социологом и вытекают из целей и задач конкретного социологического исследования.
Иными словами, опрос представляет собой метод, основа которого - ответно-вопросная ситуация.
Цель и сущность метода опроса
Основная цель данного метода - получить информацию о состоянии массовых и групповых взглядов, общественного, группового или индивидуального мнения, а также информацию о фактах и событиях, которые отражены в сознании респондента.
Основная сфера применения опроса - изучение области массового, группового и индивидуального сознания людей.
Опрос нередко также применяют при изучении таких процессов и явлений, которые недоступны либо малодоступны для непосредственного наблюдения.
Объектом такой формы исследования могут быть социальные общности, группы, коллективы или индивиды.
Ограничения в применении метода опроса
Нужно помнить, что данные, полученные в результате опроса в любом случае являются выражением лишь субъективного мнения опрошенных. Данным фактом обусловлены ограничения, имеющиеся в применении данного метода.
Выводы, которые получены в ходе опроса, должны быть сопоставлены с данными, получаемыми в результате применения других методов, характеризующих объективные свойства изучаемых явлений.
Важно учитывать смещения, связанные со спецификой отражения социальной жизни в сознании социальных групп и индивидов, которые выступают в роли респондентов.
Организация социологического опроса нуждается в тщательной подготовке. Важность, научная ценность и достоверность той информации, которая получена в результате исследования, находится в прямой зависимости от качества его подготовки. Необходимо отметить, что нередко процесс подготовки – белее длительный, чем процесс самого исследования.
Любой социологический опрос должен состоять из четырех этапов:
- подготовки исследования;
- сбора социологической информации;
- подготовки полученной информации к обработке, ее дальнейшая обработка
- анализа обработанной информации, формулирования выводов и рекомендаций.
Социологический опрос, как и любое исследование, должно иметь программу.
Программа исследования является изложением его теоретико-методических предпосылок (общей концепции), основных целей и задач исследования, ги¬потезы исследования, осуществляемых процедур и инструментария.
Правила проведения опроса
Являясь специфическим актом коммуникации интервьюера и респондента, социологический опрос должен проводиться при соблюдении нескольких важнейших правил:
- заинтересованность в опросе респондента, который должен знать, с какой целью и кто проводит опрос;
- смысл и содержание вопросов должны быть понятны респонденту, соответствовать его культурному и образовательному уровню;
- формулировка вопросов должна соответствовать языковым нормам, не содержать двояких или оскорбительных высказываний;
- количество вопросов должно быть достаточным, для достижения поставленной цели, но не утомительным для респондента.
Эти важные моменты должен учитывать каждый социолог, намеревающийся использовать опрос как метод социологического исследования.