Получение достоверной и объективной информации о развитии определенных социальных процессов, формировании определенных социальных структур требует постоянного обновления теоретико-методологического обоснования реализации исследовательской деятельности.
Проблемы отнесения маркетинговых исследований
В современной науке и практике широко используются маркетинговые и социологические исследования, причем одновременно с увеличением численности проведения маркетинговых исследований возникает проблемная ситуация, обусловленная «пограничным положением» данных исследований между экономическими и социальными науками. Другими словами, возникает проблема отнесения маркетинговых исследований к социологии или экономике.
Особенности маркетинговых исследований современности
В наиболее общем виде маркетинг представляет собой теорию и практику управления, функцию менеджмента, направленную на расширение производства и последующего сбыта товаров и услуг на основании изучения состояния рынка, выявления существующих или потенциальных потребностей покупателей и наиболее полного их удовлетворения.
Иначе говоря, маркетинговые исследования нацелены на изучение потребностей населения, его возможностей, что позволяет оптимизировать производственные процессы.
Маркетинговое исследование, таким образом, представляет собой научное исследование, ориентированное на систематический сбор, последующую обработку и интерпретацию фактографической информации относительно мнений, потребностей, отношений, мотиваций, поведения отдельных субъектов экономической деятельности так или иначе связанных с продвижением на рынке определенных товаров, услуг.
В процессе практической реализации исследования маркетологи оперируют методами, технологиями сбора и обработки данных, разработанных в рамках социологии. Другими словами, маркетинговое исследование выступает разновидностью эмпирических социологических исследований с присущими им методами сбора информационных данных и технологиями организации исследования.
Различия между социологическими и маркетинговыми исследованиями
Несмотря на то, что маркетинговые исследования выступают отдельной разновидностью социологических, используют методы и технологии сбора и обработки данных, разработанные в рамках социологического знания, между данными видами исследований существует ряд существенных различий.
В наиболее общем виде указанные различия могут быть представлены следующими пунктами:
- Цель: если социологические исследования ориентированы на приращение научного знания, маркетинговые – на обеспечение заказчика информацией, которая позволит оптимизировать процессы производства и продвижения товаров и услуг на рынок;
- Источник финансирования: финансирование социологических исследований может осуществляться за счет государственных (министерства, отдельные ведомства, фонды), общественных, частных (пожертвования, гранды и пр.) средств. Маркетинговые исследования проводятся за счет заказчика;
- Сроки: социологические исследования могут иметь весьма длительные сроки. Проведение маркетингового изучения, как правило, детерминируется требованиями рынка, что существенно сокращает сроки на проведение исследования;
- Оценка достоверности данных: в процессе оценивания полученных результатов в социологических исследованиях применяются многочисленные методы, процедуры, причем, зачастую именно от правильности проведения последних зависят полученные результаты. Оспорить данные, полученные в ходе проведения одного социологического эксперимента, возможно лишь путем проведения другого социологического исследования.
Оценивание достоверности результатов, полученных в процессе проведения маркетингового исследования, осуществляется при помощи рынка. Адекватность маркетинговых решений, принятых на основании проведенного исследования, в течение ограниченного срока отражается на представленности компании на рынке.
Таким образом, современные маркетинговые исследования представляют собой подвид социальных, используют методы сбора и обработки данных, разработанные в рамках социологии, однако, при этом преследуют совершенно иные цели.