Опрос и его методики
Современные социологические исследование опираются на ряд методов, которые и определяют дальнейший ход исследования и непременно влияют на его результаты. Проводя эмпирический сбор информации, необходимо определить заранее, каким методом пользоваться. В социологии выделяют следующие способы сбора данных:
- опрос,
- анализ документов,
- наблюдение,
- эксперимент.
Опрос является одним из важнейших первичных методов сбора информации. Оно предусматривает прямой или косвенный контакт с респондентами (опрашиваемыми) для получения ответов на вопросы об их убеждении, уровень знаний, отношение к определенному типу товара, поведение и т.д. в форме ответов на поставленные вопросы. Примерно в 90% случаев социологи обращаются именно к этому методу сбора эмпирических данных.
Выделяют два вида социологического опроса:
- анкетирование;
- интервью.
При анкетировании сам опрашиваемый заполняет бланк анкеты без помощи интервьюера. По форме проведения оно может быть индивидуальным и групповым.
По форме проведения опроса разделяют на прямой и опосредованное. При косвенном опросе интервьюеру связывается с респондентом через вспомогательные средства (телефон, почта, Интернет).В зависимости от источника информации различат массовые и экспертные опросы.
Метод интервью
Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом.
По степени охвата проблематики интервью делят на:
- свободные (глубокие, клинические, фокусные);
- стандартизированные.
Свободное интервью больше напоминает свободную непринужденную беседу, в которой вопрос интеррвьюера обусловлены конечной целью исследования. Очень часто свободное интервью выступает началом глубокого, его используют как пробное исследование с целью выявления всех неточностей и недостатков для дальнейшего их предотвращения.
Этот метод сбора эмпирических данных имеет следующие преимущества:
- Полученная информация глубже и продуманную сравнению с анкетированием
- Возможность наблюдать не только вербальные, но и вести наблюдение за невербаликой опрашиваемого
- Респондент получает возможность уточнить непонятные ему вопросы
- Возможность получить максимальное количество ответов по сравнению с анкетированием.
Главным недостатком этого метода является малая оперативность процедуры опроса. Также оно требует затраты большого количества средств и времени. Еще одним весомым недостатком интервьюирования риск влияния интервьюера по мнению респондента, может исказить результаты исследования.
Виды интервью
Существует несколько видов интервью:
- Стандартизированное интервью. его особенности находятся в том, что оно проводится в строгой последовательности, вопросы и варианты ответов на них заранее предусматриваются и готовятся социологами. Такие опросы проводят с помощью опросного листа.
- Полу-интервью. Такое интервью проводится не на основе опрашиваемого листа, а памятки с перечнем обязательных вопросов, как правило, полуоткрытых для возможности обсуждения с респондентом поставленной перед ним проблематики.
- Фокусированное интервью. Это целеенаправленая беседа, цель которой заключается в получении ответов на вопросы, которые предусматриваются программой. Различают свободные и стандартизированные интервью.
- Свободное интервью. Оно используется преимущественно только опытными социологами. Сложность свободного интервью заключается в том, что среди исследователем стоит задача собрать информацию без заранее заготовленного бланке с вопросами. Здесь социолог должен сам подбирать вопросы и подходы к опрашиваемым для получения необходимой информации.
- Разведывательное интервью. Его используют на подготовительном этапе социологического исследования. Целью разведывательного интервью является выявление тех или иных неточностей в запланированном исследовании и разработка рекомендаций по их устранению.