Правила интерпретации информации социсследования
Основное правило эффективного социологического исследования: чем больше внимания уделялось качеству постановки задачи исполнителю, тем меньше неожиданных неудобств будет на этапе принятия отчета.
Отчет - основной итоговый документ, который включает всю содержательную информацию по результатам исследования.
Представленная в отчете информация должна соответствовать двум главным требованиям:
- полнота. Отчет обязательно должен содержать распределения ответов на все пункты (вопросы) анкеты, итоговые таблицы и графики, необходимые для понимание информации и путей получения оценочных суждений и выводов.
- доступность. Основные результаты исследования должны быть изложенные в форме, доступной для понимания заказчиком, а не только специалистом-социологом. Это нередко требует гибкого сочетания научного и научно-популярного стиля изложения материала, а также необходимых терминологических объяснений или разъяснения сущности некоторых методологических процедур.
Для облегчения восприятия значительного объема информации в отчете исполнитель сначала подает основные результаты исследования, а затем - анализирует детали.
Структура отчета определяется прежде всего особенностями информационных запросов заказчика и логикой задач исследования, а не последовательностью вопросов в анкете. Поэтому отчет составляется таким образом, чтобы заказчику было легко искать ответы на вопросы, которые его интересуют.
Аналитический отчет
Аналитический отчет является обязательной составляющей социологического исследование. Другое дело - результаты опроса общественного мнения. Они не всегда предусматривают обширный описание и могут быть представлены в табличном виде, в котором абсолютно понятны, или в формате резюме, приближенном к пресс-релизу. Составление же детального отчета может лишить заказчика оперативности в использовании результатов исследования общественного мнения.
Качество выводов, которые предоставляются по результатам социологического исследования, обеспечивается тем, что их обоснование должно осуществляться только на основе анализа полученных данных. На качестве выводов и сделанных на их основе рекомендаций могут негативно сказываться: желание исполнителя угодить заказчику, политические предпочтения исполнителя и его чрезмерная творческая фантазия.
Отчет по результатам проведенного исследования может содержать и рекомендации. Однако следует учитывать, что в сделанных по результатам опроса рекомендациям нельзя относиться как к истине в последней инстанции. Однозначные рекомендации возможны только как результат тщательно проведенного социального эксперимента с просчитанными последствиями принятых решений и принятых мер. А возможности социологического исследования обычно ограничиваются описанием и пониманием исследуемой социальной ситуации.
Итак, принимая отчет социологического исследования необходимо:
- осмыслить собственный ведущий интерес - получение достоверной (положительной или отрицательной) информации;
- проверить, выводы и рекомендации основываются исключительно на анализе данных исследования.
Обнародование данных социологического исследования
Обнародование данных социологического исследования является тем ключевым моментом, который в наибольшей степени свидетельствует о настроенности органов исполнительной власти на сотрудничество с гражданами, открытость к альтернативной мысли.
Степень полноты обнародования результатов социологического исследования может быть различным. Минимальным является сообщение о проведении исследования (могут быть приведены сроки, название исполнителя, выборка, общее направление и тема исследования, его результаты).
Максимальная полнота обнародования включает приведение данных распределения ответов по всем вопросами, интерпретацию данных по сравнению с предыдущими исследованиями, выводы и предложения. Степень полноты определяется в каждом отдельном случае в зависимости от принятых норм и правил, имеющихся традиций обнародования, формата выбранного канала коммуникаций, логики развертывания общественных событий, состояния общественного мнения, возможных последствий и значимых реакций.
Уменьшение степени полноты информации, публикуется в значительной степени снижает эффективность социологического исследования как формы общественного диалога. Иногда замалчивания данных, к которому побуждает страх перед возможными последствиями, является большей опасностью, чем необходимость преодоления негативных реакций на обнародование.
При обнародовании данных социологического исследования обязательно должны быть указаны:
- кто (какая организация) проводил опрос;
- сколько человек было опрошено;
- кого (которую сообщество) представляет опрашиваемый группа граждан;
- когда проводился опрос.