Основные формы социологических исследований
Форма конкретного социологического исследования прямо зависит от:
- масштабности количественного и качественного анализа объекта исследования;
- глубины и сложности поставленных целей и выдвинутых задач.
Различают следующие основные формы социологических исследований:
- Пилотажное, или разведывательное исследование является самым простым видом конкретно-социологического анализа. Используется для «обкатки» инструментария (методические документы, позволяющие отобрать первичную социологическую информацию – бланк-интервью, анкеты, опросные листы и др.) исследования и в качестве предварительного этапа масштабных исследований с целью корректировки и уточнения задач и гипотез исследования, получения дополнительной информации.
- Статистическое исследование является комплексом моделей и методов прикладной математической статистики, которые используются при сборе, обработке и анализе материала эмпирического исследования. На его основании строятся диаграммы, графики, шкалы, создаются таблицы. Статистическое исследование является основой для описательного и аналитического исследований.
- Описательное исследование предполагает получение эмпирических данных, которые позволяют понять структуру изучаемого объекта, элементы, входящие в его состав. Исследование используют, если объектов выступает относительно большая группа людей с различными качественными характеристиками (коллектив крупной организации или предприятия, в состав которого входят люди различной квалификации, профессий, разного образования, отличающиеся друг от друга по ряду признаков.
- Аналитическое исследование является наиболее сложным видом исследования, который требует высокого уровня квалификации исследователя. Исследование выявляет причинные связи между отдельными элементами изучаемого объекта. Аналитическое исследование ведет к практическому использованию полученных результатов.
- Экспресс-опрос используется для оперативного получения необходимой информации об объекте исследования. Выявляет отношение людей к острым экономическим и политическим событиям. Часто применяется для оценки хода и результата избирательной компании.
Сравнительные исследования и их формы
При изучении динамики социальных процессов и явлений используются сравнительные, или повторные исследования, среди которых выделяют следующие формы:
- Трендовые исследования. Проводимые на одном и том же объекте повторные исследования, в пределах подобной первоначальной выборке, осуществляемые с целью рассмотрения динамики изучаемых процессов и явлений.
- Панельные исследования. Многократно проводимое исследование одних и тех же респондентов по одной выборке через строго определенные промежутки времени.
- Лонгитюдные исследования – разновидность панельных исследований. Продолжительное изучение изменений в социальном развитии определенных представителей молодежи через определенные интервалы времени.
- Мониторинг. Система систематического, комплексного исследования изменений в целостном объекте. На протяжении длительного времени происходит накопление информации для ее сравнения с повторно полученными через определенные промежутки времени данными.
Формы организации эмпирических исследований
Социологические исследования могут осуществляться по:
- плану работы социологических служб управленческих структур, предприятий, политических организаций и других организация, в штате которых есть социологи;
- по плану деятельности социологических кафедр, лабораторий, факультетов университетов при бюджетном финансировании;
- инициативе исследователя с использованием его средств (например, написание диссертации);
- заказу руководителей предприятий и организаций, не имеющих своих штатных социологов.
Причины организации эмпирических исследований:
- Необходимость реформирования организации, выявление наилучших методов и путей этого реформирования.
- Потребность в исследовании конкретных социальных процессов и явлений, проявляющихся в организации и несущих негативную окраску: массовые нарушения трудовой дисциплины; конфликты между коллегами, руководителями и подчиненными; повышенная текучесть кадров; несбалансированность работы разных подразделений и т.д.
- Внедрение в организации новшества: новая форма оплаты труда; использование новой техники; изменение состава поставщиков, рекламной деятельности, номенклатуры продукции, дилеров; новые управленческие технологии и т.д.
- Кризисная ситуация развития организации, выбор дальнейшего пути.
- Потребность улучшения социально-психологического климата, усовершенствование работы с персоналом.
- Своевременное решение конфликтов, предупреждение крайних проявлений протестного поведения, необходимость управления конфликтами внутри организации.
- Выяснение причин, в результате которых товары и услуги организации не имеют необходимого спроса.