Социологическое исследование как эффективное коммуникативное взаимодействие
Социологическое исследование – это процесс взаимодействия между социальными объектами для обмена информацией.
Между исследователем и респондентом (клиентом) происходит взаимовыгодный обмен: клиент получает свою выгоду в виде практического решения возникшей социальной проблемы, исследователь в процессе прикладного исследования получает знание, которое становится основой для последующей научной разработки проблемы.
Социолог транслирует интересы респондентов в исследовательские, основываясь на имеющихся и на полученных материалах, он устраняет пробелы между знанием и действительностью. Трансляция знания выступает когнитивным аспектом данного взаимодействия.
Качество проведенного социологического исследования определяется адекватностью коммуникативных и когнитивных намерений исследователя и респондента.
Составляющие эффективности социологического исследования
Результативность и эффективность социологического исследования гарантируется тремя составляющими:
- характер взаимодействия исполнителя исследования и заказчика (пользователя искомой информации), модели поведения последнего;
- профессионализм исследователя;
- исследовательской этикой.
Центральной фигурой в этой схеме является профессиональный квалифицированный социолог.
В зависимости от качества подготовки, арсенала имеющихся средств и ресурсов, опыта, профессиональный статус исследователя можно представить тремя уровнями:
- Социолог-Исследователь. Данная модель ориентирована на прирост социологического знания. Исследователь может максимально использовать ресурсы эмпирического исследования для развития теории и для разработки практических управленческих решений.
- Социолог-Консультант. Для него характерна роль советника или эксперта, который может профессионально оценить возможный результат вмешательства в социальные процессы (например, стратегии избирательных компаний, целесообразность внедрения социальной программы и др.). Их специфические функции: стимулирование общественного интереса к руководящим органам, повышение уровня их компетентности, обеспечение лидеров и руководителей новыми идеями, выявление недостатков и проверка жизнеспособности управленческих решений.
- Социоинженер. Основная функция – создание и реализация стандартных алгоритмов для решения задач социально-политического управления.
Исследовательская деятельность в основном подразумевает коллективную работу. Формирование самостоятельных организаций способствуют:
- развитию коллегиальности, при которой культивируется общность интересов;
- развитию активов в распределении ресурсов компьютеризация, приобретение информационных материалов, создание специализированных помещений, обучение персонала и т.д.);
- эффективному разделению труда.
Современное изменение средств производства научного знания
Неотъемлемыми компонентами социологического исследования стали:
- компьютерные парки;
- современные средства связи;
- множительная техника.
С начала XX века в социологическом исследовании начали создаваться и активно развиваться мощные методы анализа данных, реализованные в различных компьютерных пакетах и методы измерения:
- приемы отбора признаков, определяющих рассматриваемый процесс или явление (разновидности методов пошаговой регрессии, реализованные в пакете SPSS);
- логлинейный анализ (пакет SPSS);
- алгоритмы построения деревьев решений (алгоритм CHAID);
- различные способы разбиения диапазона изменения признаков на интервалы.