Классификация методов сбора социологической информации
Дифференциация социологических методов позволяет рассмотреть каждый из них отдельно, подчеркивая его специфику. В такой дифференциации есть разные подходы, среди которых самым масштабным является выделение следующих основных методов сбора социологической информации:
- анализ документов;
- опрос;
- наблюдение;
- эксперимент.
Каждый из этих методов разделяется по определенным признакам, а также характеризуется своей внутренней структурой.
Метод наблюдения и его виды
В широком смысле любое научное знание начинается с непосредственного наблюдения, восприятия реальной действительности. Правда, в одном случае люди сами осуществляют наблюдение, во втором – пользуются данными наблюдения других.
Термин «наблюдения» имеет несколько значений. Смысл его заключается в непрерывной связи человека с окружающей действительностью, что позволяет ориентироваться в среде, приблизить систему своих поступков с условиями, которые изменяются. Имеется в виду непосредственное восприятие социальной действительности с целью упорядочения опыта и проверки гипотезы, выдвинутой в исследовании.
Наблюдение в социологии – регистрация социальных процессов, явлений или их отдельных элементов.
Наблюдение как источник информации имеет свои специфические особенности. Наблюдать возможно только то, что происходит в присутствии социолога. Это существенно усложняет исследование динамики, генезиса социальных явлений и процессов. Процедура наблюдения трудоемка. Исследователь в наблюдении непосредственно контактирует и взаимодействует с реальными социальными явлениями.
Преимущества метода наблюдения делают его важным источником информации при анализе социальных процессов, явлений. Наблюдение позволяет непосредственно сталкиваться с конкретными проявлениями важных социальных явлений и процессов во всей сложности связей и зависимостей, влияющих на них. Оно помогает конкретизировать и углубить представления процессов и явлений, воспроизводимых на основе других источников информации.
Виды наблюдения можно классифицировать, опираясь на разные основания. Прежде всего наблюдения классифицируют, учитывая условия их организации (полевое, лабораторное), а также местонахождение исследователя (включенное и невключенное).
Полевое наблюдение – наблюдение, которое применяют в реальной жизненной ситуации.
Социологический опрос и анализ документов
Метод опроса как способ получения социологической информации предполагает непосредственное (интервью) или опосредованное (анкетирование) общение исследователя и респондента. Полученные ответы на заданные вопросы регистрируются.
Информацию фиксируют с помощью букв, цифр, стенографических и других знаков, рисунков, фотографий, звукозаписей и др.
Другой важный способ сбора информации – анализ документов.
Документы содержат информацию, которая характеризует социальные процессы на разных уровнях исследования: институциональном, групповом, личностном, индивидуальном.
При использовании документальных источников следует учитывать опыт и традиции в этой области смежных гуманитарных наук. Например, основные принципы организации документооборота в практике современного управления можно усвоить, обратившись к учебникам по делопроизводству, где речь идет о номенклатуре документов, сроки их хранения и др
Ретроспективный анализ документов требует знаний архивов и источниковедения, которые дают знания о системе хранения документации, правил пользования архивными фондами, анализа исторических документов и тому подобное. При использовании документов следует придерживаться критического подхода, поможет правильно оценить их объективность.
Эксперимент в социологическом исследовании
Эксперимент – изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях.
Данный метод опирается на точный учет независимых переменных, влияющих на зависимые переменные. Характерная черта эксперимента – запланировано вмешательства человека в изучаемое явление, возможность его воспроизведения в различных условиях. С помощью эксперимента получают информацию, недоступную для других методов.
Научно обоснованный экспериментальный метод развивался преимущественно в естественных науках. Там он получил и классическое толкование своих существенных признаков, методологических основ. Такие общественные науки, как педагогика, социальная психология, социология, экспериментальный метод исследования, стали использовать значительно позже.