Наука – это сфера деятельности человека, цель которой состоит выработке и теоретической систематизации знаний о действительности.
Суть науки как феномена
С точки зрения сциентистского подхода наука понимается не только как средство достижения благополучия людей, но и как деятельность, возвышающая человеческую природу. Мыслители Эпохи просвещения говорили о том, что наука дает возможность развивать многогранные формы мышления и социальной организации деятельности людей. Все это позволит избавляться от иррациональности окружающего мира и произвола существующей власти.
В связи с этим приветствовались любые изменения, которые способствовали усовершенствованию науки и ее практической реализации. В то время взгляд в науку был оптимистичным. Считалось, что она может привести к социальному, моральному прогрессу и даже дать человеку ключ к личному счастью.
Хайдеггер при анализе социокультурных и институциональных функций науки говорил о том, что научное отношение отличается от донаучного, поскольку изначально констатируется актом опредмечивания. Такой фундаментальный акт задает постижение сущего как предмета.
Социокульутрная и институциональная природа науки
Социокультурная природа науки – это феномен, который говорит о зависимости и взаимообусловленности социума и науки, поскольку последняя возникла как ответ на потребности общества в воспроизводстве и получении истинного, адекватного знания о мире, оказала весьма заметное воздействие на формирование всех сфер жизни.
Институциональная природа науки – это система, которая формируется в ходе смены социальных норм, реализующих коллективную деятельность ученых по производству и распространению нового знания и применению его в обществе. Кроме того, институциональная природа науки отражает процесс подготовки молодых ученых.
Научный метод со временем стал выходить за стены лабораторий и распространяться на другие сферы деятельности, в том числе и обыденное мышление. При этом культурная традиция имеет огромный информационный фонд, который не подтверждает научными методами, в следствие чего формируется научный скептицизм, который рушит вековые традиции человеческого мировосприятия.
Научная рациональность служит фактором отчуждения человека. Многие социологи говорят о том, что на уровне повседневной жизни можно отследить явление реификации. Подобно науке изучаемые в жизни феномены становятся более объективными.
Реификация – это овеществление, в философии и социологии одно из обозначений процесса, в ходе которого продукты человеческого мышления и деятельности приобретают самостоятельное существование, облекаясь в объективные, в том числе материально-вещественные, формы.
Явление реификации также способствует отчуждению социальных явлений от человека. Она переворачивает осознание взаимосвязи человека и ключевого социального мира. При этом человека ассоциируют не творцом, а продуктом. Общество воспринимается как независимую от человека объективную вещь. Человек при этом в собственной деятельность парадоксально приходит к той реальности, которая отрицает его самого же.
Таким образом, при наступлении XX века западноевропейское сознание оказалось включенным в противоречивый процесс расширения и сужения. Интеллектуальная изощрённость сопровождается чувством тревоги и неуверенности человека.
Институциональную природу науки можно проанализировать при помощи определения исходной картины мира.
Они диктуются общественному сознанию в качестве базиса для объективного рассмотрения реальности. Выявление значения научной рациональности для становления мира и культуры человека основывается на экспликации существенных исходных описанных выше предпосылок.
Рациональная природа науки
Рациональность, которая заложена внутри научного знания, также способствует:
- уходу от канонизации мира;
- формированию альтернатив окончательных критериев рациональности.
Социокультурная природа науки также подтверждается тем фактом, что возникновение рациональности является революционным историческим событием. Его суть состоит в проблематизации основ миропонимания и в выработке критического отношения к существующим формам познания.
При этом рациональность формируется как специфический тип мировой ориентации, связанный с осмыслением способов выработки основных мировых картин. В данном контексте возникновение научной рациональности и связывают с формированием философского научного знания.
Философия – это форма общественного сознания, направленная на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и место в нем человека, уяснение различных форм отношения человека к миру (познавательное, ценностное, практическое и др.).
Между определенным состоянием науки и различными социокультурными процессами существует тесная взаимосвязь, которая прослеживается в следующих тенденциях:
- ценность науки связана, прежде всего, с освобождением личности от природных, социальных обстоятельств;
- становлением рационального знания, как инструмента переустройства мира.
Поэтому научный рационализм приобретает высокий культурный, а также этический статус, а рационализация социальных связей и природы приравнивается к гуманизации общества и социальному прогрессу.
Рост негативизма по отношению к разуму и науке внутри современного общества связывается чаще всего с отрицательными последствиями технического развития. Технический прогресс существенно повлиял на людей, так как был сформирован целый пласт инновационных, «зависимых» от технических систем инновационных потребностей.
Современное общество становится обществом потребления во многом благодаря интенсивному развитию научного знания. При этом наука и техника становятся экономически выгодными, поэтому все типы научного знания и познавательной мотивации обесцениваются. Человеческий фактор при этом также закрепляется этически.