Социальный работник – это специалист, который оказывает помощь незащищенным слоям населения.
Социальный педагог – это специалист, который создает условия для успешной адаптации ребенка в социальном пространстве и организует фундамент для его развития, установления прочных взаимосвязей и партнерских отношений между различными социальными институтами.
Общие сведения
Появление этих специальностей во многом обуславливается изменениями, которые произошли в жизнедеятельности россиян за последнее время. Реальность потребовала наличия специалистов, которые могли бы профессионально работать с незащищенными слоями населения. Но распад государственной идеологии в 90-ые годы повлек за собой появление колоссального количества детей, которые остались вне пределов социального воздействия.
Социальная работа, как наука активно взаимодействует с социальной педагогикой, что позволяет сделать определенные выводы относительно сходства и различия деятельности социального педагога и социального работника.
На протяжении существования обеих специальностей ведутся споры о том, нужно ли выделять социальную педагогику в отдельный вид деятельности и отделять ее от социальной работы. На сегодняшний день существует общепринятое мнение о том, что социальная педагогика есть самостоятельная методологически обоснованная наука.
Взаимосвязь социальной работы и социальной педагогики оправдывается тем, что оба вида деятельности связаны между собой культурно и исторически.
Отличия деятельности социального работника от деятельности социального педагога
Деятельность социального работника и социального педагога отличается следующими критериями:
- цель. Социальный работник обеспечивает социальную помощь, социальную защиту, социальное обслуживание населения, в то время как социальный педагог проводит социально – педагогическую оценку условий жизни и ребенка, организует его социальное воспитание и реабилитацию в случае необходимости;
- объект. Объектом деятельности социальной работы является человек, который имеет социальную проблему, которую нельзя решить самостоятельно. В случае деятельности социального педагога объектом может быть человек, который нуждается в социально – педагогической помощи и прогнозировании, а также экспертизе.
В целом, деятельность социального работника направлена на поддержание и развитие, реабилитацию индивидуальной и социальной субъектности, в то время как социальный педагог осуществляет воспитание человека внутри социума. Социально – педагогические методы часто включаются в систему социальной работы с населением, но это не является критерием для отождествления профессии социального работника и деятельности социального педагога.
Очевидным является тот факт, что социальная работа является многопрофильной деятельностью и не исчерпывается социально – педагогической деятельностью и методологическим обеспечением со стороны педагогики.
Социальный работник концентрируется на решении тех или иных проблем клиента, а социальный педагог развивает личностный потенциал человека.
Социальный работник обращает внимание на социальные процессы и закономерности и их становление под влиянием различных факторов: экологических, экономических, педагогических. Социальный педагог концентрируется на процессах социального образования и воспитания, социального развития личности.
Несмотря на большое количество различий между деятельностью социального педагога и социального работника существует много сходств. Они оказывают поддержку людям, которые в ней нуждаются, выявляют, используют и развивают собственные ресурсы личности при увеличении степени их самоответственности и саморегулирования.
Сходства деятельности социального работника и деятельности социального педагога
Социальная педагогика в области социальной работы выступает как стержень ее деятельностного компонента. В связи с этим можно сказать, что некоторые задачи и методы деятельности социального педагога и социального работника достаточно сходны:
- выполняются объяснительные функции, поскольку решение социальных задач во многом решается уровнем воспитанности людей и их готовности к самопомощи;
- способствуют развитию личности через наполнение содержанием учебно-трудовой деятельности и свободного время препровождения;
- способствуют формированию социальных действий, умений, а также навыков при овладении приемами самопомощи.
Социальный работник является посредником, связующим звеном между взрослыми и детьми, а также государственным службами и учреждениями, которые заботятся о духовном, психическом, физическом здоровье. Он оказывает содействие организациям и институтам в данном процессе.
Социальная реабилитация – это совокупность мероприятий, осуществляемых государственными, частными, общественными организациями, направленных на защиту социальных прав граждан.
Социальная адаптация – это система, которая обеспечивает приспособление человека к сложившейся социальной среде за счёт умения анализировать текущие социальные ситуации, осознания своих возможностей в сложившейся социальной обстановке, умения удерживать своё поведение в соответствии с главными целями деятельности.
Социальный работник активно участвует в совместной деятельности взрослых и детей и является ее организатором, он побуждает к действию и стимулирует инициативу. Социальный педагог в большей степени занимается воспитанием человека внутри социума. Ему приходится работать непосредственно с семьей или отдельной личностью. Он осуществляет деятельность в области защиты ребенка, подростка и оказывает ему социальную, при необходимости медицинскую помощь, содействует в обучении и социальной реабилитации.
Таким образом деятельность социального работника и социального педагога представляют собой отдельные области деятельности, которые находятся на стадии позитивного развития. Профессиональные действия социального работника и социального педагога отличаются друг от друга функционалом и содержанием, но при этом они действуют в одной и той же плоскости.