Система и ее функции в разработках Толкотта Парсонса
Толкотт Парсонс исходил из идеи о том, что консенсус – это важнейшая социальная ценность. В связи с этим, Парсонс видит также и ключевую задачу социологии, которая заключается в проведении углубленного анализа институционализации образцов ценностных ориентаций, которые формируются в социальной системе и играют значимую роль во взаимодействии ее элементов.
Когда ценности полностью институционализированы, а поведение индивида структурировано сообразно этим институционализированным структурам, тогда возникает достаточно стабильная социальная система. Ее ключевой признак – это социальное равновесие.
Парсонс подчеркивает, что для достижения социального равновесия существует два пути:
- Социализация, посредством которой общественные ценности, существующие в социуме, могут передаваться из поколения к поколению. Как правило, к таким ценностям относятся нормы поведения, обычаи и традиции, взгляды и мировоззренческие установки, которые так или иначе влияют на состояние индивидов, на их жизнедеятельность, выбор будущей стратегии;
- Создание различных механизмов социального контроля, которые позволяют контролировать и регулировать поведение индивидов в различных жизненных ситуациях.
Итак, Парсонс рассматривает общество как систему, которая состоит из множества различных элементов, которые тесно взаимосвязаны друг с другом. Стоит подчеркнуть, что также Парсонс считал, что любая социальная система должна соответствовать некоторым функциональным требованиям. Данные требования отражают специфические черты и особенности системы, ее действия в определенные периоды времени.
Среди этих функций необходимо выделить, во-первых, адаптацию, которая касается отношений, складывающихся между системой и окружающей социальной средой. Чтобы существовать, а также успешно функционировать и отвечать требованиям современности, система должна обладать некоторой степенью контроля над своей средой. Например, для общества очень большое значение имеет экономическая сфера, которая нацелена на то, чтобы обеспечить человеку необходимый минимум материальных благ, которые будут удовлетворять интересы и потребности индивида.
Во-вторых, необходимо учитывать функцию целедостижения. Она отражает в себе потребность всех современных обществ и сообществ устанавливать перед собой цели, на которые в дальнейшем будет направлена их социальная активность. В-третьих, это функция интеграции, которая относится в большей степени к координации частей социальной системы, которые тесно связаны друг с другом и нуждаются в органе, который будет координировать из деятельность, направлять их во благо осуществляемой цели. Основным институтом, посредством которого возможна реализация данной функции, является право. Именно благодаря и посредством правовых норм упорядочиваются отношения, которые возникают и развиваются между индивидами и институтами. Отсюда и возможность минимизировать конфликтную ситуацию, изменить ход некоторых неблагоприятных событий, снижений рисков и ущерба в случае неблагоприятных явлений и процессов, которые тесно связаны с общественной системой.
Здесь же Парсонс выделил еще одну функцию системы – это удержание образца. Функция предполагает формирование и последующее поддержание и сохранение основных ценностей, которые существуют в обществе и позволяют ему функционировать на основании имеющихся мировоззренческих традиций, норм и правил.
Как мы уже отметили ранее, в системе очень важны консенсус и поддержание состояния стабильности. Но это еще не значит, что система не способна трансформироваться и видоизменяться в соответствии с требованиями современности. Напротив, как писал и не раз подтверждал сам Парсонс, на практике ни одна социальная система не может находиться в состоянии полного, идеального равновесия. Она всегда подвижна, нацелена на трансформации, даже если проходит через ошибки и изменения, которые могут привести к некоторым негативным последствиям.
Предмет социологии в работах Парсонса
Толкотт Парсонс обращался к предметной стороне социологической науки, и в качестве предмета он выделял систему социального действия. В отличие от социального действия, то есть действия индивида, система социального действия может включать в себя деятельность определенного множества людей, которые связаны друг с другом и ориентированы на достижение конкретных результатов. Система действия также может включать в себя некоторые подсистемы, которые выполняют взаимосвязанные функции, и в связке могут быть более эффективны, чем по отдельности:
- Социальная подсистема, которая включает в себя группу людей. Они интегрированы друг с другом, ориентированы на совместную деятельность, их основная цель – предложить оптимальные варианты для разрешения противоречий, с которыми сталкивается общественность в конкретные промежутки времени;
- Культурная подсистема предполагает воспроизводство образца поведения, который уже использует другой группой людей. Подсистема может адаптироваться в соответствии с потребностями группы людей, особенностями ее мировоззренческих установок, принципов жизнедеятельности;
- Личностная подсистема – непосредственно выполняется функция целедостижения, которая также может играть большую роль как для отдельной личности, так и для группы людей, которая ориентирована на результативность и благоприятный исход;
- Поведенческий механизм – выполняет функцию адаптации к внешней среде.
Как мы понимаем, в современном мире устойчивость системы практически невозможна, но и исследователи (в первую очередь, Парсонс) подчеркивали, что система и не может быть однозначно устойчива, поскольку она попадает под влияние внешних и внутренних факторов, которые в обязательном порядке изменяют ее, трансформируют установки и ценностные ориентиры. Важен контроль, создание единого органа, который будет регулировать отношения, направлять взаимодействия в те направления, которые будут осуществлены во благо намеченной цели.