Молодежь как социально-демографическая категория: понятие и признаки
Молодежь сегодня выступает объектом многих социологических исследований. Это связано с тем, что она является многочисленной частью социума со своими очевидными проблемами. В социологической литературе понятие «молодежь» рассматривается преимущественно с точки зрения возрастных характеристик. Этот подход многим кажется не совсем корректным, поскольку молодежь – это люди возрастом от 14 до 30 лет, и проблемы у них могут быть совершенно разные.
На протяжении истории человечества проблемы молодежи видоизменялись в соответствии со степенью развитости социума. Если выдвинуть предположение о том, что люди нуждаются в самореализации, особенно когда они молоды, то можно сделать вывод, что социально значимая характеристика молодежи – это перспективность и многовариантность с точки зрения возможностей и развития.
Таким образом, молодежь – это социальная категория граждан, у которой имеются свои свойства, свои функции и проблемы. Ее представители еще не нашли свою нишу для реализации своих способностей, и поэтому им особо необходима поддержка.
Молодежное состояние определяется как ущемленное. Причем это особый вид ущемленности, который включает в себя следующие характеристики:
- До того, как молодые люди вышли в самостоятельную жизнь, их интересует развитие своих способностей и возможности в перспективе самореализоваться. Но условия для реализации крайне ограничены, и поэтому они в определенный период времени находятся «в запасе». С точки зрения традиций и обычаев такое положение оправдано, потому что необходимо делать акцент на развитии тех способностей, которые рано или поздно во взрослой жизни окажутся полезными;
- Как раньше, так и сейчас молодых людей приучают к тому, что в будущем все дороги для них окажутся открытыми. Но те рабочие места, которые могут подойти под индивидуальные характеристики молодых людей, оказываются по итогу заняты. Молодежь хорошо видит, что социальные блага распределяются не по способностям, а зависят именно от возраста. Этот аспект считается неотвратимым, но он выливается в конкретную проблему;
- Молодые люди отмечают противоречие в образе жизни, который организуется для них людьми старшего поколения. И противоречие это не в пользу молодых людей;
- Организация общественной системы, совокупность ее приоритетов и многие направления определены представителями старшего поколения. Они навязываются молодежи, но не учитывается мнение молодых, их ожидания и действительные потребности.
Каждый человек хочет быть значимым, замеченным, он стремится к тому, чтобы его признали, воспринимали его мнение и авторитет. Но молодые люди для многих были и остаются той категорией, которая все еще считается недостаточно опытной и осведомленной в действительном положении дел. Отсюда и противоречие между потребностями молодежи и отсутствием реальных возможностей для реализации этих потребностей в повседневной жизни.
Социальные проблемы современной молодежи
Переходя к социальным проблемам молодежи, следует отметить, что они формируются преимущественно под влиянием среды ближайшего окружения молодых людей. Ведущая роль в данном случае отводится воспитанию внутри семьи, отношению со стороны старшего поколения. В семье индивиду закладывают основы поведения, сознания, привлекают к социальным нормам и ценностям.
От того, насколько благополучна семья, и насколько благоприятна атмосфера внутри нее, будет зависеть оценка молодым человеком как самого себя, так и окружающей среды. Если формируется положительная самооценка, то это благоприятно скажется на развитии задатков. В дальнейшем индивиду будет проще социализироваться, появится четкое представление о том, на что он способен, какие ожидания предъявляет общество в отношении него. Но если у индивида самооценка слишком заниженная, то это станет своеобразным «тормозом». Как результат – в будущем молодой человек будет постоянно принижать собственную роль в обществе, что отразится на нравственном порядке.
После семьи, вторым по значимости социальным институтом, принимающим участие в формировании личности, является школа. Школа дает не только знания, но и формирует самостоятельность и адекватность самооценки. Ребенок усваивает нормы и правила общества, в котором находится. От того, каким будет этот период – гармоничным или нет – будет зависеть полнота необходимой для жизни информации, широта и глубина охвата проблем и выработка правильной на них реакции. Личность формируется благодаря культуре и науке. Нормы могут регулировать поведение человека, формировать некоторые значимые личностные качества. Когда специалисты упоминают о социальных проблемах молодежи, то они подразумевают социальную среду, которая характеризуется конкретными социально-экономическими и идеологическими условиями, присущими данной общественной формации.
Социальная среда очень разнообразна и может включать в себя:
- материальные условия проживания членов общества;
- социальное устройство и идеологию;
- государственное устройство;
- производственные отношения.
Каждый гражданин имеет свою государственную принадлежность. Сложившиеся отношения внутри государства влияют на развитие индивида, формирование его личностных характеристик и особенностей. Также это может определять его классовое положение. Молодежь нуждается в особой поддержке, поскольку неопределенность положения и проблемы могут повлиять на становление молодых людей, на их личностное развитие. Вовремя выявленные трудности можно устранить, благодаря чему появится больше перспектив для развития, самореализации. Но для этого требуется учитывать потребности молодежи как социальной группы и давать ей возможность ощущать поддержку извне.