Особенности социальных исследований детей и молодежи
В последние годы особую актуальность приобрели исследования, направленные на изучение проблематики детей и молодежи. Этот интерес, как отмечают сами исследователи, вызван тем, что и дети, и представители молодежи – это социально-демографические группы, которые в наибольшей степени восприимчивы к изменениям, которые происходят в общественной и социальной системе. Они копируют поведение взрослых, берут с них пример в отношении тех или иных аспектов и мотивационных установок. В связи с этим крайне важно определить, как развивается детская социальная группа, какие мотивации и ценности присутствуют сегодня у детей и представителей молодежи.
Поскольку социальные и социологические исследования стали все более активно распространяться в мире, то в научных кругах появилась совершенно новая отрасль – социология детства. Исследователи подчеркивают значимость данного направления, поскольку сегодня социология детства закрепилась в качестве вполне самостоятельной отрасли социологического знания, ее цель – объяснить специфические конкретные действия, процессы, происходящие в обществе и касающиеся периода детства и юношества. При этом используется специальная социологическая техника и социальные исследования, объектом которых является ребенок или группа детей, а предметом могут быть отношения и взаимодействия, которые происходят между ними и окружающей действительностью (культурой, социальными сообществами и институтами, другими детьми).
Проблема социальных исследований детства заключается в том, чтобы как можно более корректно определить, какие социальные процессы и явления оказывают воздействие на детский организм и психику.
Ребенок обладает весьма гибкой психикой, которая очень восприимчива ко всем негативным воздействиям извне. Крайне важно вовремя выявлять их, диагностировать и предлагать новые рекомендации по снижению негативного воздействия на организм и психологическое состояние ребенка, на его мировоззрение и формирующиеся ценности.
Социальные исследования в рамках детства можно разделить на три основных направления, каждое из которых выступает в качестве неотъемлемой части социологии детства, имеет свои специфические черты и особенности:
- Социология воспитания;
- Социология образования;
- Социология молодежи.
Объектом социологии детства и соответствующих социальных и социологических исследований является детство, представленное в качестве одного из важнейших структурных компонентов общества. В детстве отражаются различные социальные и культурные изменения, которые человек претерпевает именно в период взросления и на всех его этапах. В качестве объекта исследования принято брать отдельную группу детей, которая находится на этапе первичной социализации, а любые внутренние или внешние воздействия могут оказать как позитивное, так и негативное влияние. Поэтому исследователи должны прослеживать любые тенденции, демонстрировать любые возможности или перспективы, которые играют важную роль в детстве ребенка, в его постепенном становлении как полноценной социально активной личности.
Предметом социальных исследований детства являются достаточно специфические роли в цепочке «ребенок-взрослый», социальные нормы, ценности, предписания, традиции, которые в первую очередь направлены на то, чтобы постепенно регулировать соответствующие роли. К тому же, нередко исследователи уделяют особое внимание детским субкультурам, а также процессам взаимодействия общества с представителями детских групп. На первое место выходит государственная политика в интересах детей и подростков, ее проблемы и перспективы в различные исторические этапы развития.
Задачи социальных исследований детства
Поскольку мы уже указали, что является объектом и предметом социальных исследований детства, необходимо также перейти к вопросам о том, какие задачи ставят перед собой исследователи при постановке вопроса о социальном исследовании детства. Еще И.С. Кон предложил собственную программу по исследованию периода детства, в которой он выделил сразу несколько основных задач. Их реализация позволяет провести всесторонний анализ детства как особого периода в развитии личности.
Во-первых, крайне важно понять и в дальнейшем проанализировать уже существующие в обществе как ожидаемые, так и реальные образы детства, которые распространяются в различных регионах государства. Сюда относятся критерии детского возраста, черты и свойства, которыми наделены стереотипы ролевого поведения ребенка в соответствии с его возрастом и воспитанием, которое он получает в семье. Кстати, исследователь подчеркивает значимость исследования состава семьи, ведь наличие или отсутствие обоих или одного родителя в семье уже значительным образом сказывается на состояние ребенк5а, его физическом и психическом самочувствии.
Также в рамках этой же задачи И.С. Кон подчеркивает значимость анализа отклонений у детей разных возрастов; значимость символизации возрастных процессов – например, переход из одной возрастной группы в другую, но при этом сохранение статуса «ребенок» в социальной группе «детство». Важны разнообразные возрастные ритуалы или инициации детей, в соответствии с традициями и обычаями семьи, а также общества, в котором ребенок воспитывается и обучается.
Во-вторых, акцентируем внимание на том, что перед исследователем стоит задача как можно более углубленно изучить характер деятельности ребенка в определенный исторический промежуток времени. Предметом становится возрастная стратификация, а также структура жизненного пути ребенка, которая также напрямую зависит от окружающей среды, семьи ребенка (родители или опекуны) физических способностей и интересов ребенка, его наклонностей и интеллектуального уровня развития. Таким образом, социальные исследования детства сегодня отвечают всем требованиям современности и нацелены на всесторонний анализ детства как части структуры сообщества.