Понятие института в сфере общественных отношений
Социальные институты создаются в результате добровольного объединения людей, жизни коллективов. Они регулируют повседневное общественное поведение людей по отношению друг к другу.
Социальные институты являются объектом социальной политики. Это деятельность государства и его институтов в сфере общественных отношений (семья, образование, культура, быт, здравоохранение и т.д.), ориентированная на создание условий для оптимального удовлетворения потребностей и интересов разных групп населения.
В значительной степени деятельность социальных институтов в сфере общественных отношений зависит от результативности работы экономических и политических институтов. Благодаря деятельности экономических институтов создаются материальные блага, распределяющиеся в социальной сфере. Данное распределение осуществляется в рамках политических институтов.
Институционализация социальных институтов
Ни одно современное общество не может существовать без институционализации. Институционализация как процесс укрепления, упорядочения общественных отношений и связей предусматривает формирование соответствующей социальной потребности:
- физиологической,
- материальной,
- духовной и т.д.
Социальные институты выступают базой общественного порядка, на них основываются общественные отношения.
Функционирование социального института происходит для удовлетворения основных потребностей человека. Нормальная деятельность института указывает на социальную стабильность всей системы общественных отношений: общество стабильно, если функции институтов очевидны, понятны и неизменны.
В обществе переходного типа происходит смена общественных потребностей, что ведет к изменению структуры социальных институтов и выполнения ими новых функций.
Общественные отношения и образование
Одной из основных областей деятельности человека является образование. Общество не могло бы существовать без передачи индивидуального и общественного опыта.
В образовательную деятельность включена большая часть населения. Потребности в приобретении новых знаний, в учебе удовлетворяют образовательные учреждения и организации, предназначенные для любых возрастов.
Социология образования изучает:
- роль и место образования в системе общественных отношений;
- задачи и социальные функции образования как особого социального института;
- противоречия и проблемы в системе образования, пути их разрешения.
Образование – это социальный институт, входящий в систему имеющихся общественных отношений. Это форма организации совместной деятельности людей и общественной жизни, включающая совокупность индивидов и учреждений, наделенных на основе действующих принципов и норм властью и материальными средствами для реализации социальных ролей и функций, социального контроля и управления в процессе социализации, воспитания, обучения, развития личности и дальнейшего овладения ею определенной специальностью, профессией, квалификацией.
В условиях нормального функционирования общества институт образования осуществляет следующие общественные функции:
- способствует сохранению устойчивости социального порядка как в сфере образования, так и в других социальных институтах;
- сохраняет в сфере образования «чистоту» социальных общностей;
- благоприятствует усилению социальных связей, сплоченности внутри группы учащихся и педагогов;
- контролирует лиц с отклоняющимся от принятых норм поведением;
- поддерживает поведение социальных групп, желательное, по мнению общества, взаимодействие этих групп в рамках установленных норм организации образовательного процесса.
Основная функция института образования – упорядочить деятельность социальных общностей и свести ее к прогнозируемым образцам социальных ролей.