Категория социальной личности в последние годы становится одним из базовых понятий педагогических, психологических и социальных наук.
Под данной категорией понимается личность человека как члена определенной социальной группы, как социальная единица, как существо для себя и для других; вся совокупность социальных взаимодействий и взаимоотношений, воплощенных в индивидууме.
Другими словами, социальная личность – личность, которой удалось успешно реализовать процессы социализации, адаптации к требованиям принимающего общества, интеграции в него.
Повышение эффективности формирования социальной личности, выявление механизмов социализации, особенностей функционирования и взаимодействия основных социальных институтов требует выявления и фундаментального исследования факторов, затрудняющих данные процессы.
Следует отметить, что на современном этапе развития российского общества в его структуре существуют достаточно сложные острые проблемы, включая следующие:
В сложившихся новых условиях формирование социальной личности, обладающей высокой степенью индивидуальности, творческой активности, умениями ориентировать в социуме приобретает особую актуальность. Социальной личности требуются умения разрешать любые социокультурные ситуации как творческие, самостоятельно принимать решения, а также впоследствии нести за них ответственность.
Необходимо отметить, что дифференциация институтов социализации личности тесно связана с особенностями развития общества, его социальной структурой. На начальных этапах исторического развития личности социализация осуществлялась совместными усилиями общины посредством поэтапного включения детей в различные формы производственной, игровой, церемониальной, общественной деятельности.
На современном этапе исторического развития в процессе формирования социальной личности, социализации индивидуума активное участие принимают практически все базовые социальные институты, включая следующие:
В то же время, в последние годы функционирование вышеперечисленных институтов социальной личности встречается с целым спектром затруднений. Прежде всего, важно отметить, что все институты социализации личности действуют разрознено, не в единой системе, каждый преследует собственные цели, что приводит к их деградации.
Прежде всего, деградация социальных институтов отмечается на примере современной российской семьи. Традиционно выступая важнейшим институтом первичной социализации, семья обеспечивает индивидуализацию, дифференциацию содержания, задач, методов воспитания личности в соответствии с имущественным положением и социальным статусом каждой конкретной семьи.
Сегодня же семья переживает небывалый кризис: массовое насилие над детьми, увеличение неполных семей и пр. – все это существенно затрудняет процессы формирования социальной личности, приводит к формированию девиантных форм поведения, деградации общества в целом.
Таким образом, на современном этапе развития отмечается формирование необходимости в социализации личности при одновременной фиксации деградации функционирования социальных институтов, обеспечивающих адекватное воспитание и развитие ребенка. Защита семьи, школы, религии становится одной из актуальных задач государства и общества, решение которой позволит обеспечить сохранение и развитие общества.