Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Институты социальной личности

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Социология / Социальные институты / Институты социальной личности
Институты социальной личности

Категория социальной личности в последние годы становится одним из базовых понятий педагогических, психологических и социальных наук.

Определение 1

Под данной категорией понимается личность человека как члена определенной социальной группы, как социальная единица, как существо для себя и для других; вся совокупность социальных взаимодействий и взаимоотношений, воплощенных в индивидууме.

Другими словами, социальная личность – личность, которой удалось успешно реализовать процессы социализации, адаптации к требованиям принимающего общества, интеграции в него.

Трудности социализации личности

Повышение эффективности формирования социальной личности, выявление механизмов социализации, особенностей функционирования и взаимодействия основных социальных институтов требует выявления и фундаментального исследования факторов, затрудняющих данные процессы.

Следует отметить, что на современном этапе развития российского общества в его структуре существуют достаточно сложные острые проблемы, включая следующие:

  • резкое усложнение общественной ситуации в целом, что приводит к затруднениям ее восприятия личностью;
  • обесценивание экзистенциального жизненного опыта личности, что приводит к тотальному переустройству общества, разрушению базовых социальных институтов;
  • расширение сферы свобод личности при одновременном снижении социального контроля;
  • переживание большей частью населения ощущения конечности, катастрофы, обусловленного многочисленными онтологическими изменениями;
  • кризис духовно-нравственной сферы.

В сложившихся новых условиях формирование социальной личности, обладающей высокой степенью индивидуальности, творческой активности, умениями ориентировать в социуме приобретает особую актуальность. Социальной личности требуются умения разрешать любые социокультурные ситуации как творческие, самостоятельно принимать решения, а также впоследствии нести за них ответственность.

Особенности институтов социальной личности

Замечание 1

Необходимо отметить, что дифференциация институтов социализации личности тесно связана с особенностями развития общества, его социальной структурой. На начальных этапах исторического развития личности социализация осуществлялась совместными усилиями общины посредством поэтапного включения детей в различные формы производственной, игровой, церемониальной, общественной деятельности.

На современном этапе исторического развития в процессе формирования социальной личности, социализации индивидуума активное участие принимают практически все базовые социальные институты, включая следующие:

  • семья;
  • религия;
  • детские, школьные, профессиональные и пр. коллективы, сообщества, объединения людей;
  • экономические социальные институты;
  • правовые социальные институты;
  • образовательные учреждения;
  • СМИ.

В то же время, в последние годы функционирование вышеперечисленных институтов социальной личности встречается с целым спектром затруднений. Прежде всего, важно отметить, что все институты социализации личности действуют разрознено, не в единой системе, каждый преследует собственные цели, что приводит к их деградации.

Семья как институт социальной личности

Прежде всего, деградация социальных институтов отмечается на примере современной российской семьи. Традиционно выступая важнейшим институтом первичной социализации, семья обеспечивает индивидуализацию, дифференциацию содержания, задач, методов воспитания личности в соответствии с имущественным положением и социальным статусом каждой конкретной семьи.

Сегодня же семья переживает небывалый кризис: массовое насилие над детьми, увеличение неполных семей и пр. – все это существенно затрудняет процессы формирования социальной личности, приводит к формированию девиантных форм поведения, деградации общества в целом.

Замечание 2

Таким образом, на современном этапе развития отмечается формирование необходимости в социализации личности при одновременной фиксации деградации функционирования социальных институтов, обеспечивающих адекватное воспитание и развитие ребенка. Защита семьи, школы, религии становится одной из актуальных задач государства и общества, решение которой позволит обеспечить сохранение и развитие общества.