Сущность понятия «социальные ценности»
Социальные ценности в социологической науке принято понимать как духовный базис развития современного общества, фундамент для благополучного существования обществ, государств. Если социальные ценности меняются или полностью разрушаются, это может стать причиной подрыва основ существования определенной социальной общности, нации или народности.
У каждого человека есть свои особые ценности. Они зависят от того, в какой системе живет человека, какие предметы и явления окружают его. Социальные ценности призваны удовлетворять жизненные потребности индивида, то есть сегодня они частично или полностью отражают его существование в социуме. У каждого человека ценности выстраиваются в целую иерархию. Располагаются ценности внутри этой иерархии в соответствии с их значимостью. Кто-то на первое место ставит семью и рождение детей, для кого-то основная ценность – независимость. Для кого-то одна ценность имеет самое важное значение, а для другого человека эта же ценность вообще не имеет никакого смысла и в иерархии она находится на нижних строчках. Например, верующие и атеисты по-разному относятся к священным местам, религиозным реликвиям, и по-своему воспринимают веру во что-то.
Ценность – это скорее оценочное понятие. Оно позволяет индивиду дать верную оценку определенным социальным явлениям и процессам, а также оценивать факты и поступки окружающих людей. Ценности чаще всего рассматривают с двух точек зрения:
- Ценность – это физически, экологически или демографически ощущаемый предмет.
- Ценность – это социальное явление. Такие ценности представлены в виде социально-экономических, социально-психологических или педагогических феноменов, которые невозможно ощутить физически, но зато человек все равно ощущает их воздействие на себе.
Независимо от точки зрения на изучение ценностей, все они являются частью жизни человека. Ценности способны оказывать на человека влияние, которое проявляется в формировании установок и ценностей, мышления или ориентаций. Человек имеет ценности, и даже если он отвергает их, то это так же означает, что у него есть свои собственные внутренние установки. Просто общественные установки и ценности не имеют для него смысла, и он видит в них для себя не пользу, а вред или отсутствие выгоды.
Ценности отражают очень субъективные представления индивида о процессах и явлениях. Они всегда исходят из его внутреннего мира, его опыта и знаний о том, что происходит вокруг него. Ценности могут формироваться с самого детства, сначала внутри семьи, затем уже ценности формируются от общения с окружающими, со сверстниками, коллегами по работе, сослуживцами. Ценности могут меняться на протяжении жизни, и это совершенно нормально, особенно на ранних этапах становления личности. Но крайне важно, чтобы ценностные ориентации вписывались в общие социальные нормы. В противном случае человек будет проявлять асоциальное, ненормальное поведение, будет испытывать проблемы с адаптацией и социализацией, коммуникацией внутри социальных групп.
Социальные ценности по своей природе являются продуктом социализации человека, освоение им ожидаемых, нормативных или желательных в конкретном обществе способов его деятельности. Они находятся в тесной взаимосвязи с социально-политическими и социально-экономическими условиями жизнедеятельности человека. Социальные ценности способны отражать принципы и интересы, регулирующие социальные отношения. А социальные отношения – это то, внутри чего человек раскрывается, обретает новый социальный опыт, регулярно получает новые знания и информацию.
Социальная ценность может по-разному выражаться. Это может быть отдельное социальное явление или предмет, взаимодействие, социальный факт. Спектр социальных ценностей применительно к обществу очень обширен, а обусловлено это тем, что человек является одновременно объектом и субъектом разнообразных социальных отношений и социальных сфер. Экономическая, политическая, социальная и духовная – четыре основные сферы, внутри которых человек задействован на протяжении всей своей жизни.
Таким образом, социальные ценности выступают в качестве очень важного инструмента для успешной социализации и адаптации личности. Социальные ценности не только способствуют установлению эффективных связей человека и окружающей среды, но и являются одним из ключевых факторов социального развития человеческой личности, ее индивидуальности.
Виды социальных ценностей
Социальные ценности очень разнообразны, поэтому для их изучения социологи классифицируют их в отдельные группы. Например, по содержанию выделяют педагогические, экономические и политические ценности. Педагогические ценности представлены навыками, знаниями и умениями, а также личностными качествами. Педагогические ценности выражаются в воспитании личности, в личном опыте. Экономические социальные ценности отражают положение экономики страны, благосостояние отдельной социальной группы или целых народов. Политические ценности – это отношение человека к своему государству, населенному пункту. Иными словами, политические социальные ценности – это чаще всего способность проявлять патриотизм к месту своего проживания и к своей Родине.
В зависимости от полярности выделяют положительные и отрицательные социальные ценности. Положительные социальные ценности – это такие качества, как дружба, доброта, справедливость, чувство свободы и ответственности, готовность помочь человеку, оказавшемуся в сложной жизненной ситуации. Отрицательные социальные ценности – наоборот жестокость и эгоизм, ненависть к окружающим, зависть и агрессивное отношение.
Социальные ценности могут различаться и по своей социальной значимости. В соответствии с этим критерием они подразделяются на:
- Морально-нравственные ценности;
- Культурные ценности;
- Материальные ценности.