Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальная справедливость как правовая ценность

8-800-775-03-30 support@author24.ru
Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис
Все предметы / Философия / Социальная справедливость как правовая ценность
Социальная справедливость как правовая ценность
Определение 1

Социальная справедливость – это один из основных общечеловеческих социальных идеалов, содержащий представления о нравственном качестве отношений внутри социума.

Социальная справедливость: философский аспект

Социальная справедливость представляет собой принцип общественного устройства, согласно которому осуществляется справедливое распределение труда, социальных благ в виде прав, возможностей, признания, а также качества жизни и других социальных ценностей. Предпосылкой реализации прав человека на справедливое распределение деятельности является право человека на труд, отсутствие законодательного закрепления тяжелых, вредных и неквалифицированных форм труда за теми или иными социальными группами, а также равенство всех людей в социально-профессиональном перемещении, получении профессионального образования. Социальная справедливость означает вознаграждение и признание по труду, а также обеспечение всем гарантированного минимального социально уровня жизни.

Готовые работы на аналогичную тему

Обращение к справедливости в рамках философии – это попытка решить старую дилемму между свободой и равенством, либерализмом и эгалитаризмом. С точки зрения философов справедливость представляет себе компромисс между свободой и равенством, но выражение этого баланса и его достижение представляет собой непростую задачу, а ее решение нередко связано с социальной трагедией. С точки зрения философа А. Бадью «демократия не является ни нормой, ни законом, ни целью». Для реализации демократии в обществе необходимо перенести уровень философии в самые низы. Когда философия «вступит в свои права», она приблизит справедливость. Философия способна изменить политику, а повышение интереса к философии будет тем средством, через которое справедливость войдет в жизнь.

Часто справедливость представляют как человеческую добродетель, однако, с точки зрения философа Ж. Рансьера, справедливость – это не просто качество, равновесие между индивидуальными интересами и распределением причиняемого друг другу ущербу. Она отражает меру, согласно которой каждая сторона получает то, что ей причитается. В рамках политической структуры общества, принцип справедливости означает порядок, определяющий разделение общего, распределение его частей для гармонизации общественного положения.

Таким образом, в философском представлении о справедливости можно выделить следующие аспекты:

  • справедливость – некий результат общественного договора по поводу обмена услугами, благами, ведущий к определенному равенству;
  • справедливость – отношение к общественному благу, согласно которому каждый получает то, что должен, что обеспечивает гармонию общественных отношений.

Социальная справедливость в политической философии

В политической философии проблема справедливости исследовалась Л. Болтански и Л. Тевено в работе «Критика и обоснование справедливости». В исследовании предпринята попытка согласования индивидуализма и коллективизма в вопросе достижения социальной справедливости.

Замечание 1

Как индивиды люди стремятся к достижению своих собственных целей, но как существа, обладающие моралью, они способны отказаться от части своих выгод и интересов ради достижения общественного блага. Для достижения легитимности общественного порядка индивиды нуждаются в обосновании справедливости.

Авторы, изучая конфликты между людьми, установили, что в ситуации конфликта индивиды пытаются обосновать свою позицию (добиться справедливости), обращаясь к своей системе ценностей, используя аргументы таким образом, чтобы интерпретировать ситуацию в свою пользу. Системы таких аргументов носят названия «градов», аргументы в них распределяются согласно степени важности или величия. По этому же типу устроена политическая власть. В основе политической модели общества лежит одна модель, в том или ином обществе отличается лишь основание, лежащее в основе этой модели. В качестве основания могут выступать богатство, общая воля, профессионализм, уважение, военная сила и т.д.

Для общей модели социальной справедливости, по мнению Болтански и Тевено, необходимо следовать следующим принципам:

  1. тождество людей, составляющих общество.
  2. существование системы различий (минимум двух), благодаря которым возможно выделение форм обоснования действий и соответствующих испытаний для присвоения людям состояний (званий). Так определяются условия доступа членов сообщества к различным положениям и состояниям.
  3. все состояния обладают равным достоинством.
  4. упорядочивание состояний по шкале значимости благ.
  5. формула инвестирования: благополучие высшего состояния связано с платой или жертвой, которую необходимо принести для его достижения. Это объясняет, почему все не равны друг с другом.
  6. благополучие высших состояний, равно как его увеличение, обеспечивает общее благо, распространяет благосостояние на простых людей, низшие ступени общества.
Замечание 2

Такой синтез политических и философских идей, по мнению авторов, способен оказаться действенным для достижения социальной справедливости и всеобщего благосостояния.

Социальная справедливость в современном обществе

Принцип социальной справедливости в современном обществе представляет собой декларируемую политическую установку, которая входит в программы либерализма и консерватизма, для социализма он является и вовсе исходным. Однако на практике реализация данного принципа является едва ли осуществимой задачей. Статистика последних десятилетий в России говорит о том, что в стране увеличивается дистанция между богатыми и бедными. Этот процесс сопровождается падением уровня жизни и появлением люмпенов с соответствующими политическими, экономическими и духовными запросами.

Как указывает в своей статье Т. Н. Суяркова, 5% наиболее богатой части населения России владеют большей частью экономического потенциала страны. От общей численности населения высокообеспеченные слои составляют 12-15%, среднеобеспеченные – 18-20%, низкообеспеченные – 20%, за чертой бедности находится 35-37%, 10% - маргинализированные слои.

Таким образом, достижение социальной справедливости является одной из самых актуальных задач, стоящих перед российской политической элитой.