Социальное партнерство в России
К особенностям отечественной модели социального партнерства в XXI веке относят следующие:
- Вследствие сохранения укоренившихся в сознании патерналистских отношений большую роль в налаживании социально-партнерских отношений играют органы государственной власти, а работодатели слабо участвуют в договорном регулировании социально-партнерских отношений;
- В связи с этим, необходимым условием развития социального партнерства является постепенная замена патерналистской модели регулирования социальной сферы субсидиарным подходом.
Основные формы реализации социального партнерства:
- заключение трехсторонних договоров и соглашений между представителями государственных структур, работодателей и работников;
- проведение консультаций между участниками социально-трудовых отношений;
- взаимный информационный обмен по проблемам, которые представляют интерес для обеих сторон;
- совместное принятие документов и различных актов.
Оценка роли государства в социальном партнерстве
Социальные партнеры – это исключительно две стороны социально-трудовых отношений, то есть наемные работники и работодатели. При этом, оптимальное регулирование отношений между ними достигается, когда государство не вмешивается в данную сферу.
Лишь в крайних случаях (например, при патовом результате переговоров) государство в лице соответствующих органов и структур может оказать участникам спора содействие, взяв на себя роль верховного арбитра.Чрезмерное государственное вмешательство в сфере социально-трудовых отношений может иметь негативные последствия, о чем свидетельствуют исторический опыт нашей и других стран. Излишняя опека, доходящая в самых крайних случаях до административного диктата, может нанести больше вреда, чем пользы.
Социальное партнерство невозможно, если в нем не участвует государство, его исполнительные органы и представители. Они как равноправная сторона социально-партнерских отношений выполняют специфические функции арбитража, посредничества, координирования, законотворчества, выражения общественных интересов и воли нации.
При даже самом отрицательном отношении к государственному вмешательству в сферу трудовых отношений (ущемление в профсоюзных правах, запрещение забастовок и т.д.), невозможно игнорировать важность его роли в достижении гармоничных социально-партнерских отношений. Так, например, когда заключается коллективный договор на предприятии, государство хотя непосредственно в этом не участвует, но неявно регулирует данный процесс через законодательное установление некоей минимальной черты оплаты и условий труда, за которую нельзя опускаться при заключении любых трудовых договоров и контрактов.
Общеизвестно, что каждый участник социальных отношений преследует определенные интересы. Государство как представитель общественных интересов усматривает значение социального партнерства в достижении посредством его социального мира и сплоченности общества, что позволяет поддерживать и укреплять политическую стабильность, способствует экономическому прогрессу, росту доходов государственного бюджета, обеспечивает экологическую безопасность, а также общую конкурентоспособность национальной экономики.
Пути преодоления проблем социального партнерства в РФ
-
Выбрать стратегию государственного строительства на основе уточнения типа взаимоотношений государства с обществом, среди которых:
- социально-правовой тип
- эффективная социально ориентированная рыночная экономика с развитым гражданским обществом
- разнополярные и разрозненные государство и общество, вследствие чего социальные интересы одной из сторон могут стать жертвой раннекапиталистических отношений.
-
Закрепление принципа социального партнерства в Конституции РФ как одного из ключевых принципов социального государства;
- Выведение социальное партнерство за пределы политической сферы для его деидеологизации и деполитизации.