Задачи социальной защиты
Как механизм реализации социальной политики страны социальная защита опирается на совокупность социальных и юридических гарантий. Каждый гражданин на основании этих гарантий может реализовать свои права, включая социально-экономические. С социально-экономической точки зрения человек имеет право на уровень жизни, необходимый ему для нормального существования, развития как личности и воспроизводства.
Конституция России гарантирует право граждан на социальную защиту, которое регламентируется российским законодательством.
Российская Федерация определяется в Конституции как социальное государство и его политика направлена на создание благоприятных условий жизни человека и его свободное развитие.
Конституция России каждому гражданину устанавливает гарантии социального обеспечения по возрасту, в случае болезни, гарантии по инвалидности и потере кормильца. Кроме этого поощряется добровольное социальное страхование, благотворительность.
Наименее обеспеченные слои населения социальную защиту получают через профсоюзы, общественные объединения, социально-политическую деятельность государственных структур. Если социальная защита развита слабо или отсутствует, то начинает расти социальная напряженность. Это приводит к неуверенности в завтрашнем дне, агрессивности и неудовлетворенности.
Социальная защита связана с социальным страхованием и социальным обеспечением.
Предшественником государственного социального страхования было частное или добровольное страхование – так было во многих странах мира, и сфера его была ограничена пределами отдельного предприятия.
Страхование наемных работников на правовой основе, формируемой государством, стало осуществляться только к концу XIX века. Начало этому процессу было положено в Германии.
Законы о государственном страховании в Германии были приняты её первым канцлером Бисмарком:
- страхование на случай болезни – в 1883 г.;
- страхование от несчастных случаев – в 1884 г.;
- об обязательном страховании по инвалидности и по старости – в 1889 г.
Меры трудового страхования, разработанные Бисмарком, стали базой для последующих социальных реформ.
Принимаются подобные законы вслед за Германией и в других европейских странах.
Первый закон в России о страховании рабочих по болезни и от несчастных случаев появился только в 1912 г.
Далее стали появляться законы о страховании на случай болезни, инвалидности, старости, законы о страховании по безработице.
С развитием государственных систем страхования сохранилось и частное страхование, ставшее дополнительным инструментом социального страхования.
Роль государства в организации социального страхования начала меняться – до конца XIX века концепция невмешательства со стороны государства в регулирование отношений была ведущей. После принятия законов стали появляться государственные системы социального обеспечения. Если в начале XX века социальное обеспечение могли получать только работающие граждане, то к концу века в развитых странах социальным обеспечением охватывались уже все граждане.
Задачи социальной защиты России
Прежде всего, основной задачей российской социальной защиты является разработка научно-обоснованных предложений в области социальной защиты, формирование проектов федеральных программ и обеспечение их выполнения.
Другими задачами социальной защиты России являются следующие:
- совершенствование законодательства по тем вопросам, которые относятся в сфере компетенции Министерства социальной защиты России;
- пенсионное обеспечение граждан и социальное обслуживание нетрудоспособных со стороны государства;
- поощрение создания учреждений социальной защиты, не относящихся к государству;
- внедрение единых информационных технологий;
- помощь органам социальной защиты по применению действующего законодательства;
- содействие по созданию комплексной сети служб и дифференцированной системы социальной защиты пенсионеров, инвалидов, семей с несовершеннолетними детьми и других категорий граждан;
- организация разнообразной медицинской помощи населению, медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
В России социальная защита населения проводится по следующим направлениям:
Защита подрастающего поколения направлена на создание таких условий, при которых сохраняются все виды детского здоровья. Защита детей затрагивает все сферы их жизни, но ведущим направлением является работа с теми, у кого девиантное поведение, наркотическая зависимость, есть степень дезадаптации.
Социальная защита людей трудоспособного возраста. Для этой категории населения необходимо создать такие условия, чтобы была твердая уверенность в завтрашнем дне, уверенность в том, что ни при каких обстоятельствах они не окажутся без поддержки и помощи.
Ещё одно направление социальной защиты – это нетрудоспособные граждане – инвалиды, люди пожилого возраста. Работа этого направления нацелена на гуманизацию всех сфер жизни этой части населения, их вовлечение в социальную жизнь общества, предоставление возможностей пользоваться всеми благами.
Социальная защита семьи
Защита материнства, детства, защита семьи относятся к важнейшему критерию социального государства.
На данный момент в стране уже сложилось четыре основные формы помощи государства семьям, имеющим детей:
- первая форма – это денежные выплаты семье в связи с рождением, содержанием, воспитанием детей, идущие в виде пособий и пенсий;
- ко второй форме относятся самые разнообразные льготы семьям, имеющим детей – трудовые, налоговые, жилищные, кредитные, медицинские и другие льготы;
- третья форма социальной защиты проявляется в бесплатной выдаче семье детского питания, лекарств, одежды, обуви, питание беременным и др.;
- четвертая форма социальной защиты семей касается оказания психологической, юридической, педагогической помощи и консультирование по возникшим у них вопросам.
В социальной работе с семьей используются такие принципы как всестороннее развитие ребенка, уважение в нем человека, приоритет его прав и интересов, компетентность и объективность при оценке ситуации в семье, уважение социальными работниками прав родителей, при работе с семьей соблюдение конфиденциальности со стороны социальных работников, исключением является риск насилия над детьми, власть и контроль, данные социальным работникам, должны использоваться обоснованно, необходимость учета в семье неблагоприятных факторов и подход к ним с позиции риска.
Социальная работа с семьей требует совершенствования нормативно-правовой базы. В этой области разработан и принят целый ряд законов, которые стоят на защите интересов и прав семей, имеющих детей.
Надо сказать, что в России есть разработанная и принятая программа «Дети России». В программе ещё выделяется шесть целевых программ – это «Дети-инвалиды», «Дети-сироты», «Дети Чернобыля», «Дети Севера», программа «Развитие индустрии детского питания» и программа «Планирование семьи». Чтобы помощь семье была реальной, необходимо сочетать социальную и психологическую работу, а для этого социальный работник должен быть знаком с началами психологии.