Каждый человек, который интересуется явлениями в обществе, знает, что нестабильность экономики напрямую воздействует на социальные проблемы и приводит к снижению жизненного уровня населения страны. Именно приоритеты государства лежат в сфере социальной защиты населения. Однако удовлетворение потребностей населения и обеспечение гарантиями возможны и на уровне предприятия. Интересы работодателя и сотрудника тесно связаны между собой, поскольку производительность труда и уровень прибыли находятся в тесной взаимосвязи друг с другом и напрямую зависят от уровня социальной защищенности. Поэтому для благополучия компании в целом необходимо позаботиться о социальной защите работников.
Определение и направления социальной защиты
Определение «социальная защита» - это весьма обширное понятие. Оно рассматривается как на конституционном уровне обеспечения права и свободы граждан, так и конкретном уровне – в рамках защиты прав и потребностей работников предприятия. Социальная защита не сводится только к оказанию помощи и поддержки определенному классу сотрудников (к примеру, сотрудники предприятия с ограниченными возможностями).
Социальная политика любого предприятия при грамотном нормативном подкреплении должна направляться на поддержку каждого сотрудника в отдельности. Социальная защита представляет собой целый комплекс специальных мероприятий, которые решают определенные экономические, социальные и юридические проблемы, которые гарантирую право вна достойную и безопасную жизнь работников.
Вспоминая о пирамиде потребностей человека, в каждой организации можно выделить несколько направлений социальной защиты:
- обеспечение оптимальных условий трудовой деятельности, которые позволят работникам эффективно зарабатывать денежные средства для нормального жизнеобеспечения;
- создание новых вакантных мест и должностей для создания и поддержания мотивации среди сотрудников;
- обеспечение условий для безопасного трудового процесса и создание возможностей для профессионального роста работников организации;
- обеспечение материальными благами сотрудниками в тот период их жизни, который связан с потерей, несчастным случаем или трагедией, что повлияли на процесс их профессиональной деятельности (к примеру, рождение ребенка, производственная травма, потеря близкого человека).
Гармоничное сочетание всех вышеперечисленных условий позволит создать мощный стимул для профессионального развития работников, поскольку затрагивает их первичные и вторичные потребности.
Грамотное соблюдение всех требований и норм социальной защиты работников позволит значительно снизить процент текучести кадров, а также принимать участие в государственных программах развития и повысить мотивацию сотрудников. Благодаря этому повышается производство предприятия, стабилизируется его доход, увеличивается прибыль организации, и предотвращаются разногласия между сотрудниками.
Социальную политику организации можно представить как план. Когда есть цель, то есть и средства для ее реализации. По сути, каждый отдельный сотрудник – это высшая ценность при формировании и осуществлении социальной политики предприятия.
Ее основная цель – это обеспечение достойного уровня жизни работникам организации, достойное вознаграждение за их трудовую деятельность, защита их социальных прав и потребностей.
Основными средствами для организации социальной политики внутри предприятия являются те инструменты, при помощи которых она может реализоваться: социальные выплаты, финансовые льготы и средства, социальные программы, компенсационные выплаты, составление коллективного и трудового договора.
Основные принципы социальной защиты
На сегодняшний день имеются базовые положения международных документов и законодательной базы Российской Федерации, в соответствии с которыми можно выделить основные принципы социальной защиты сотрудников предприятия:
- социальная защита государства и общества в целом на надлежащее и бережное отношение к человеческой личности, а также реализация его прав на комфортный труд, свободный выбор профессии, места работы и обучения, обеспечение оптимальных условий для рабочей деятельности, компенсация утраты трудоспособности и защита здоровья;
- поддержание социальной справедливости в трудовых отношениях – право на гигиену и безопасность трудового процесса, достойное вознаграждение за труд, мероприятия, направленные на поддержание сохранение здоровья работников, выплата социальных пособий в случае болезни, достойная материальная компенсация в случае утраты трудоспособности, обеспечение профессиональной, социальной и медицинской реабилитации для тех, кто пострадал на производстве;
- обязательная защита сотрудников от профессиональных и социальных рисков, а также обеспечение права на социальную защищенность (это рассматривается как главный ориентир социального и экономического развития общества);
- минимизация профессиональных рисков, доступность профессиональной информации и прав сотрудника, обеспечение социального согласия и безопасности в обществе касаемо социальных рисков, гарантии по минимизации рисков;
- масштабность социальной защиты, субъектами которой должны быть государство, профессиональные объединения и ассоциации, работодатели, местные органы управления;
- заинтересованность всех объектов социальной защиты в совершенствовании и становлении структуры социальной защиты сотрудников;
- социальная и экономическая свобода работников предприятия в сфере труда – самостоятельный выбор профессий с анализом возможных социальных и профессиональных рисков, получение квалифицированного образования, приемлемого места работы;
- личная ответственность сотрудников предприятия за сохранность своего здоровья во время трудового процесса, как в офисе, так и на производстве;
- различная адресность методов социальной защиты;
- широкий выбор мер и способов социальной защиты (объектами социальной защиты должен быть персонифицированный работник, а на втором плане выступают оплата и условия его труда, квалифицированная подготовка, медицинское страхование и обслуживание, реабилитационные услуги и прочее).
Институты и меры социальной защиты работников
Социальная защита – это комплекс мероприятий, которые направлены на повышение и стимулирование производительности трудовой деятельности работников предприятия, а также обеспечения для них достойного и безопасного уровня жизни.
Сюда можно отнести систему экономических и социальных гарантий, которые закреплены государством. Данные гарантии могут обеспечиваться как работодателем, так и государством. Структура состоит из социального страхования, обеспечения и социальных услуг.
Социальное страхование сотрудников является обязательным и представляет собой страхование работников от изменения их социального и материального положения (предоставление материальной помощи в случае получения травмы на производстве или при наступлении инвалидности).
Институтами, которые защищают наемных сотрудников, являются профсоюзы, что направлены на защиту прав и интересов сотрудников. Их деятельность осуществляется посредством переговоров работодателей с государственными органами власти, а также нахождении компромиссов и определении на данной основе оптимальных решений.
Основным инструментом социальной защиты работников в организации является коллективный договор, но только в случае установления в нем юридических обоснований для социальной защищенности.
Эффективная социальная защита позволяет организации реализовать на практике свои потребности касаемо увеличения доверия работников и инвесторов, что в свою очередь, приведет к возрастанию конкурентоспособности деятельности предприятия.
Деятельность организации, которая оснащена социальной защитой персонала, способна:
- увеличить доход предприятия;
- развить новые направления бизнеса и заслужить доверительное отношение;
- повысить производительность трудовой деятельности и увеличить продажи;
- привлечь новых и удержать сотрудников;
- наладить взаимоотношения с контролирующими органами.