Необходимость обеспечения населения социальной защитой
Социальные задачи России при переходе к рыночной экономике изменились в значительной степени. Экономические реформы привели к большим различиям в жизнеобеспечении населения. Значительная часть граждан страны имеет доходы ниже прожиточного минимума.
В этой же группе находятся не только малоимущие граждане, но и работающие граждане, получающие низкую заработную плату или получающие её нерегулярно.
Новые рыночные отношения требуют создания и развития нового социального института – социальной защиты населения.
Опыт ряда стран говорит о том, что рынок может нормально функционировать только тогда, когда параллельно с ним создается надежная система защиты населения. Сама система социальной защиты ориентироваться должна на широкие слои населения, но применяться к различным социальным группам дифференцированно.
Трудоспособному населению она должна помогать иметь равные возможности в получении образования, освоении профессии. Социально уязвимым слоям – пенсионерам, инвалидам, многодетным и неполным семьям социальные услуги должны оказываться за счет государства.
Социальная политика имеет следующие принципы:
- введение компенсаций при росте цен и проведение индексации;
- помощь малообеспеченным семьям;
- оказание помощи в случае безработицы;
- для работающих членов общества установление минимальной заработной платы и обеспечение политики социального страхования;
- за счет государства развитие образования, охрана здоровья и окружающей среды.
Защита населения является государственной проблемой, и оно должно гарантировать тот уровень жизни, при котором учитывается обеспеченность едой, одеждой, жильем, медицинским обслуживанием всех слоев населения, особенно малозащищенных.
Сущность государственной социальной защиты заключается в законодательном обеспечении экономических, политических, социальных прав, свобод и интересов граждан.
Необходимость социальной защиты заключается в том, что государство должно иметь законы, которые компенсируют несовершенство производства материальных благ и их распределение.
Законы РФ, нормативно-правовые акты субъектов РФ, органы местного самоуправления регулируют сферу социальной защиты, так, например, ст. 7 Конституции РФ говорит о том, что политика социального государства направлена на создание условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека.
Принципы социальной политики государства
Центром социальной политики выступает человек, именно он одновременно является её целью, субъектом и объектом.
Социальная политика является важнейшей функцией государства, именно оно должно обеспечить каждому члену общества условия для реализации его потребностей с учетом системы ценностей, одобряемой обществом.
Как часть общей государственной политики социальная политика касается отношений между разными социальными группами населения и его членами. Социальная политика страны связана с ростом благосостояния граждан, с изменениями в социальной структуре, совершенствованием образа жизни.
Это комплекс социально-экономических мер, предприятий, организаций, которые в какой-то степени снижают неравенство в распределении доходов, защищают население от безработицы, повышения цен, обесценивания трудовых сбережений.
Социальная политика имеет свои основные направления, связанные с защитой населения от повышения цен путем различных компенсаций и индексаций, помощь малоимущим и безработным.
Социальная справедливость с учетом социальных стандартов, прописанных в Конституции страны, бюджеты разных уровней и разграничение ответственности за их выполнение между властными структурами должны быть главными принципами социальной политики.
В рамках конкретной страны и определенной социально-экономической формации социальные проблемы решаются по-разному. Для обеспечения защиты своих граждан государство в обязательном порядке устанавливает социальные гарантии и продумывает механизм их реализации.
Социальную защиту обеспечивают и сами наемные работники через профсоюзные организации.
Государственная политика занятости реализуется на всех уровнях управления – это федеральные, территориальные и местные программы.
Таким образом, государственные принципы социальной политики должны быть следующие:
- принцип социальной справедливости, он должен быть основным, потому что его реализация способствует развитию, как личности, так и общества в целом, а это важное условие активной творческой деятельности;
- индивидуальная социальная ответственность предполагает добросовестное выполнение каждым членом общества своих социально-трудовых функций;
- принцип солидарности предполагает, что возникающие проблемы должны решаться всем обществом, как единой системой (благотворительная деятельность, отчисление налогов); социальная компенсация находит свое выражение в льготах, пособиях, социальном обслуживании;
- принцип социальных гарантий связан с предоставлением гарантийного минимума социальных услуг в образовании, воспитании, духовном и физическом развитии; принцип всеобщности предполагает охват социальными гарантиями всех членов общества с учетом их индивидуаьных особенностей.
Пути улучшения социальной защиты населения
Развитие социальной защиты в нестационарных формах идет в сложных условиях, что в первую очередь связано с недостаточным её финансированием. Усугубляет это положение растущая численность малообеспеченных граждан, требующих социальной поддержки.
Кроме этого органы социальной защиты на местах вынуждены на себя брать несвойственные им функции – медицинское, бытовое, торговое обслуживание граждан.
На подведомственной им территории органы управления социальной защиты регионов не только определяют политику в этой сфере, но и на паритетных началах принимают участие в разработке и финансировании целевых программ.
Для совершенствования организационной работы с льготной категорией граждан целесообразно составлять социальные паспорта, с указанием состава семьи, документов, дающих право на льготу, нуждаемость в конкретных видах помощи, получение самой помощи.
Социальный паспорт значительно улучшает адресную помощь, потому что содержит сведения о человеке, о его статусе общественном, имущественном, правовом.
С созданием социального паспорта-пластиковой карточки необходима разработка и реализация мультиагентной системы адресного взаимодействия населения и исполнительной власти в социальной сфере.
Это значит, что к электронной системе паспортов можно подключить базы данных департамента социальной защиты населения.
Подобная система обеспечит прозрачность управления и адресность предоставляемых услуг. Наличие социального паспорта избавит от посещения различных организаций социальной сферы с одной стороны и будет способствовать обмену социальной информацией в данном регионе с другой стороны.