Структура социальных ролей журналиста
Структура социальных ролей прессы в общем и журналиста в частности является крайне многообразной в связи с универсальным характером рассматриваемой области и ее проникновением в практически все области общественной жизни.
На журналиста, который участвует в процессах, происходящих в разных сферах:
- экономической,
- политической,
- социальной,
- духовно-идеологической,
распространяются все закономерности, которые присущи каждой из этих социетальных систем.
Журналист в области политики вступает в отношения с гражданами, политическими партиями и т.д., в сфере экономики - участвует в товаро-денежном обмене и т.д.
Соответственно, социальные роли журналиста рассматриваются в соответствии с каждой из этих социетальных систем, поэтому можно говорить о производственно-экономической, информационно-коммуникативной, регулирующей и духовно-идеологической социальных ролях журналиста.
Производственно-экономическая социальная роль
Сфера СМИ тесно сопряжена с товаро-денежными отношениями: стоимость имеют как квалификация журналиста, так и его трудозатраты, тираж газеты и т.д.
Поведение потребителей и производителей медиапродуктов рассматривает медиаэкономика. В центре медиаэкономики находится понятие рынка.
Медиарынок - институт, механизм, который объединяет на одном пространстве производителей и потребителей медиапродуктов.
Также под медиарынком можно понимать всю совокупность социально-экономических отношений в сфере обмена, благодаря которому и происходит реализация медиапродуктов.
Рассматривая второе определение, очевидно, что сюда можно отнести и взаимодействие журналиста и с социальными институтами (профсоюзами, правительством и т.д.), которые могут оказывать влияние на общество, и напрямую с аудиторией.
Информационно-коммуникативная социальная роль
Журналист помогает читателю и потребителю своего продукта осуществить процесс социализации, а значит - освоить элементы культуры, нормы и ценности, доминирующие в обществе. Помимо этого общение журналиста с публикой связано с передачей информации, знаний и опыта, а также с межпоколенной связью.
Журналист должен одновременно отражать и сотворять социальную реальность, поскольку воспринимаемый обществом мир формируется не только под воздействием личного опыта, но и под влиянием СМИ. Поэтому так важно умение журналиста грамотно осмыслять социальную реальность и адекватно и честно отражать социальные процессы, в ней происходящие.
Регулирующая социальная роль
Журналист является регулятором общественного развития, имея возможность включать население в происходящие в обществе процессы, снижать или повышать уровень социальной напряженности, информировать социальные группы и сообщества.
Посредством своего труда журналист способствует координации всех элементов социальной системы и осознанию ими своих прав, функций, статусов и ролей. Вместе с тем журналист является проводников стандартов, как социальных, так и культурных, участвует в постановке цели общественного развития, а также соединяет в единый диалог правительство и граждан, являясь еще и каналом обратной связи.
Духовно-идеологическая социальная роль
Журналист является участником процесса производства ценностей, идей, он влияет на массовое сознание, формируя художественно-эстетические взгляды, морально-нравственные стандарты, духовные концепции и т.д.
Являясь нормативной формой ориентации человека в социальной реальности, духовные ценности могут быть максимально полно сформированы посредством труда и творчества журналиста, поскольку именно журналистика, будучи построенной на точной документально-фактической основе, как ни один другой социальный институт, способна соотнести практику с духовными ценностями.