Социальная природа сознания
Под сознанием подразумевают состояние психической жизни человека, которое выражается в субъективном переживании событий внешнего мира и жизни самого индивида и в отчете обо всех происходящих событиях.
Также выделяют общественное сознание, которое представляет собой сознание одновременно всех членов общества, а значит в него входят все духовные явления, которые отражают все сферы жизни общества. В общественном сознании выделяют:
- нравственное,
- религиозное,
- правовое,
- эстетическое,
- политическое,
- философское,
- научное и т.д.
Таким образом, можно говорить о том, что сознание конкретного человека, являясь «зеркалом» переживаний всего внешнего мира и частью сознания общественного, одновременно и зависит от внешних событий и общества, и создает его.
Сознание включает в себя три направления:
- Мировоззрение - связано с тем, в какой социальной среде оно было сформировано и как эта социальная среда на него влияла.
- Идеология - связана с общественными связями и отношениями, в которые индивид сознательно вступает.
- Самосознание - представляет собой взгляд на самого себя и на свои ресурсы. Именно самосознание связано с ответственностью человека за сохранение и преобразование мира.
Важным компонентом сознания является память: благодаря ей в сознание человека поступает и закрепляется информация, мнения, знания, жизненный опыт других людей. Анализируя информацию, человек способен критично ее оценить и отобрать ту, которая необходима для его жизни; память является и ориентиром для осмысления мира, с помощью которого индивид отражает и оценивает формы бытия и мобилизуется для осмысленного, осознанного действия.
Социальная роль сознания заключается в том, что посредством его человек постоянно приспосабливается к ежесекундно меняющемуся внешнему миру и меняет его сам. Осознание человеком своего отношения к действительности и к себе осуществляется на 2 уровнях: эмпирическом и рациональном, включающем в себя обыденное и теоретическое сознание. Эмпирический и рациональный уровни осознания отношения к действительности взаимосвязаны, но вместе с тем они относительно самостоятельны. Эмпирическое осознание действительности связано непосредственным чувственным взаимодействием человека с миром.
Адаптация индивида к любым условиям - также заслуга сознания.
Сознание выполняет также функцию целеполагания, а потому позволяет увидеть законмы развития мира и общества и преобразовывать мир в соответствии с ними. Сознательная целеполагающая деятельность человека связана с его неудовлетворенностью миром и желанием изменить их к лучшему; для того, чтобы общество приобрело бы такие характеристики, которые отвечали бы все больше и больше растущим потребностям каждого члена общества.
Таким образом, рассматривая феномен сознания как социальный фактор, появляется возможность понять его и оценить в единстве с общественными и природными условиями как формирующими личность компонентами.
Сознание и культура
Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, а также деятельность по их воспроизводству и созданию.
Культура попадает в сознание каждого индивида через общественное сознание и формирует духовную культуру народа. К ней относятся коллективные архетипы, научные идеи, религиозные ритуалы, морально-нравственные нормы, ценности и т.д. Человек оберегает идеальное («идеальный» план жизнедеятельности) в ходе деятельности, приобщаясь к исторически сложившимся формам общественной жизни, к культуре в этом случае сознание есть не что, иное, как аспект культуры, ее определенность, свойство.
Приобретая навыки существующих в обществе форм деятельности, человек осваивает и изменяет культуру. Если говорить о материальной культуре, то человек создает свое «второе тело» (специфическую среду обитания).
Функции сознания
- Оценочная (оценка явлений окружающей среды).
- Познавательная (информация о действительности и реальности).
- Конструктивная (обуславливает творчество, сознание создает нечто новое).
- Регулятивная (определение целей деятельности на основе имеющихся знаний, ценностей, норм и правил).