Стили общения
Общение – это контакты, возникающие между людьми в результате совместной деятельности и включающие:
- выработку стратегии взаимодействия;
- обмен информацией;
- восприятие и понимание другого человека.
Люди всегда общаются в совместной деятельности. Благодаря общению совместная деятельность формируется и развивается. Для плодотворной работы человеку нужно свою деятельность согласовывать с деятельностью других людей.
Стиль общения определяет поведение индивида при взаимодействии с другими индивидами. Стили общения – устойчивые характеристики общения в различных ситуациях. Конкретный выбор стиля общения зависит от ряда факторов, среди которых выделяют основные:
- ситуация общения;
- цель общения;
- личностные особенности и статус собеседника;
- характеристика формы взаимодействия;
- мировоззрение собеседника, его положение в обществе.
Среди людей наблюдаются различные стили общения:
- ритуальный стиль - задается культурой общества;
- императивный стиль – директивная, авторитарная форма взаимодействия, целью которого является достижение контроля над установками, поведением другого, принуждение к определенным решениям и действиям; средства оказания воздействия – приказы, требования, предписания;
- манипулятивный стиль – оказание скрытого влияния на собеседника при общении, цель – добиться контроля над мыслями и поведением человека; манипулятивные навыки обычно переносятся на все сферы жизни человека;
- гуманистический стиль – все разновидности диалогического общения, позволяет достичь полного понимания.
Позиции в общении
Согласно теории трансактного анализа общающийся человек может находиться в трех состояниях:
- «родитель» - общение независимое, отличается стремлением навязать свой взгляд, свою волю, взять инициативу в свои руки; человек склонен к авторитарному давлению, любит защищать и опекать партнера;
- «ребенок» - человек зависимый и неуверенный в общении, доверчивый, по-детски несерьезный;
- «взрослый» - сдержанность и корректность в общении, стремление понять интересы другого, умение считаться с ситуацией; речь лишена авторитарного давления, категоричного тона, родительских поучений.
Социальная роль общения
В результате общения происходит передача и восприятие сообщений с помощью различных средств (вербальных и невербальных) вследствие чего происходит обмен информацией между участниками общения, их взаимное взаимодействие и влияние.
Благодаря общению:
- формируются навыки общения посредством диалога, осуществляется социальный механизм управления;
- развиваются навыки аутентичного общения и общения, адекватного ситуации;
- происходит коррекция неадекватных и неэффективных форм и способов общения;
- проявляется сущность человека;
- осуществляется коммуникативно-связующая роль в коллективной деятельности людей;
- играет подтверждающую и психотерапевтическую роль в жизни человека;
- объединяет людей для общения, решения совместного коммуникативного процесса (составление договора, генерирование идей, решение профессиональных вопросов и т.д.);
- осуществляется социальный контроль (регламентируется деятельность и поведение, речь);
- реализуется функция социализации;
- участники общения могут понять эмоциональные переживания друг друга.
В жизни большинства людей большую часть общения занимает обыденное общение – в семье, быту. Значительную роль играет деловое общение, связанное с выполнением служебных обязанностей и профессиональной деятельностью.
В жизни каждого человека общение занимает больше половины всего личного времени. Наиболее частые виды общения – беседа и разговор. Широко распространены споры, дискуссии, переговоры, интервью, пресс-конференции, совещания.