Закономерности развития социальной культуры
Культура- это система взаимосвязанных элементов. Изменение одного элемента ведет к изменению других элементов системы.
Развитие культуры сопряжено с определенными закономерностями, оказывающими значительное влияние на социальную жизнь общества:
- Взаимосвязь культуры и системы материального воспроизводства. Материальные условия социальной жизни определяют содержание культуры: переход к рыночной экономике, изменения в способе производства сопровождаются изменениями в функционировании различных сфер культуры, в ценностной ориентации.
- Социально-экономическое состояние общества предопределено особенностями и типом культуры. «Нормальное» функционирование рынка предполагает нравственную мотивацию труда, сформированный экономический интерес, демократию, ответственность и т.д.
- Для культуры характерны противоречивость и неравномерность развития: различие в доступе к ценностям культуры разных групп и слоев населения; этапы развития культуры и других сфер общественной жизни не совпадают; неравномерность в развитии видов и форм культуры – на уровне личности могут не совпадать уровень воспитания и уровень образования, культура коммуникативная и профессиональная.
- Внутреннее взаимодействие структурных элементов культуры. Элементы культуры испытывают взаимное воздействие, вследствие чего формируется определенный тип культуры.
- Преемственность в развитии культуры: вертикальная (временная) преемственность опирается на достижения прошлого, осуществляет связь настоящего с прошлым и будущим, может искажаться, что проявляется в негативном отношении к прошлому или в стремлении воспроизвести, сохранить прошлую культуру без веских на то причин; горизонтальная (пространственная) преемственность указывает на взаимодействие, взаимообогащение, взаимодополнение существующих одновременно культур, искажение проявляется в виде релятивизма (преклонение другой культуре, некритическое к ней отношение) и этноцентризма, или «культурного нарциссизма» (враждебность чужим культурам, самолюбование собственной культурой).
В процессе развития культуры особая роль принадлежит творчеству, а в процессе культурного творчества – личности. С одной стороны, культура живет благодаря общей массе населения, с другой стороны – каждый период развития культуры сопровождается деятельностью выдающихся личностей.
В процессе формирования и развития культуры происходит взаимодействие ее национального, общечеловеческого и социально-классового компонентов. Через специфичность бытия нации, социального класса или слоя осуществляется изменение культурных универсалий.
Социальная роль и функции культуры
Для того, чтобы определить социальную роль культуры, необходимо обозначить функции, которые она выполняет:
- Адаптивная функция. Культура вырабатывает способы, средства, формы, ориентиры жизнедеятельности, образцы общения, поведения, благодаря которым поддерживаются определенные структуры общения и деятельности, осуществляется взаимодействие индивида со средой существования.
- Творческая, или гуманистическая функция. Через культуру происходит развитие и проявление сущностных творческих сил человека.
- Функция социализации. Индивид входит в ту ил иную социальную группу или среду через усвоение норм поведения, культурных образцов.
- Информационная функция, или функция трансляции социального опыта. Культура выступает в виде социальной памяти человечества, через понятия, язык, искусство, технику, религию, мораль, философию обеспечивает связь настоящего с прошлым и будущим.
- Гносеологическая, или познавательная функция. Накопление знаний о человеке и мире в различных формах - искусстве, технике, науке, религии, морали, философии.
- Нормативная, или регулятивная функция. Осуществление самоконтроля и контроля за способами деятельности, поведением, взаимодействием социальных групп и индивидов.
- Ценностно-ориентационная функция. Культура задает определенную систему ориентации, в результате чего человек придает своим действиям определенную направленность и смысл.
- Коммуникативная функция. Обеспечивает адекватность взаимопонимания, социальное общение.
- Семиотическая, или знаковая функция. Культура создает язык, знаковые системы, выражающие и обозначающие различными способами отношения людей к себе, друг другу, к миру, показывающая явления окружающего мира.
- Компенсаторная, или рекреативная функция. Культура помогает человеку восстановить силы, произведения искусства позволяют получить эмоционально-эстетическое наслаждение.
- Образовательно-воспитательная функция. Образование выступает как показатель состояния культуры, как социальный механизм поддержания и воспроизведения культуры.
Социальная роль культуры выражается в трех подходах:
- Культура – основной фактор социализации, превращения индивида в личность.
- Культура гарантирует стабильность общественной системы, обеспечивая единство идеалов и ценностей всех членов общества.
- Культура – важнейший фактор организации, модернизации, регулирования жизни общества.