Понятие искусства в контексте социологии
Являясь одной из форм общественного сознания и важным элементом культуры, искусство также представляет собой своеобразный способ познания окружающего мира, способ духовного освоения. Возникая на самых начальных стадиях развития общества, искусство является мощным инструментом духовного формирования человека.
Искусство в контексте социологии изучает социология искусства, которая анализирует этот феномен как элемент, включенный в общую социальную систему. Социология искусства рассматривает как его эстетически-художественные аспекты, так и социальные, и экономические, и политические. Таким образом, искусство изучается как равноправный элемент социального поля.
В отличие от науки, познание мира через искусство происходит с помощью образного мышления, а его целью может быть все, что интересно для индивида на протяжении его жизни. Особенность искусства заключается и в том, что процесс познания действительности происходит с помощью эстетических категорий. Этим искусство также отличается и от религии, в основе которой лежит не эстетика, а вера.
История развития взглядов на общественную роль искусства
- Античное время (Аристотель, Платон): искусство воспринимается как мимесис, то есть его основная задача - постижение мира.
- Средневековье: на первый план выходит религиозность искусства.
- Эпоха Возрождения (Кампанелла): подчеркивается роль искусства в свободном и всестороннем развитии личности.
- Просвещение (Шефтсбери, Дидро): общественная роль искусства, в первую очередь, связывается с нравственно-воспитательной и общественно-мобилизующей функциями.
- Классическая немецкая эстетика (Гете, Гегель, Шиллер): искусство воспринимается как общественная сила в борьбе за права и свободы человека.
- Русское искусство (вторая половина XIX века - начало 90-х гг.; Соловьев, ): утилитаризм, подразумевающий принцип необходимости пользы искусства для общества.
- Русское искусство (начало 90-х гг.): возвращение принципа «искусство для искусства», которого придерживались модернисты.
Социальные функции искусства
Существует целый спектр подходов, связанных с сущностью искусства:
- Искусство как мимесис (через искусство можно и нужно постигать мир).
- Искусство как воспитание (основное в искусстве - степень его воздействия, само же содержание находится на втором месте).
- Искусство как эстетическое освоение мира (через искусство можно преобразовывать и совершенствовать мир).
- Искусство как коммуникация (через искусство как знаковую систему люди общаются между собой).
- Искусство как творчество (с помощью искусства человек может самореализовываться, выражаться себя).
- Искусство как способ психологической помощи человеку (арттерапия).
- Искусство как синтез четырех типов человеческой деятельности (подход Кагана) - общения, производственной, трудовой и ценностно-ориентационной)*.
Основные социальные функции искусства:
- Познавательная (гносеологическая) функция. Отражение действительности - способ познать духовный мир людей, психологию наций, классов, отдельных личностей и общественных отношений.
- Аксиологическая функция. Воздействие на личность в контексте определения идеалов (или отрицания определенных парадигм).
- Коммуникативная функция. Искусство является средством связи, обобщая весь опыт человеческой деятельности за все время существования общества.
- Гедонистическая функция. Искусство воодушевляет, приносит человеку радость.
- Эстетическая функция. Искусство, выражая эстетическое сознание и воздействие на людей, формирует эстетическое мировосприятие, а через него и весь духовный мир личности.
- Эвристическая функция. Искусство - это опыт творчества возможности для самореализации человека.
- Воспитательная функция. Искусство как отражение системы человеческих отношений к миру, ценностей, норм и идеалов.
- Искусство как способ воздействия на массы, как средство пропаганды и влияния на социально-экономические и политические процессы общества.
Таким образом, искусство является мощным фактором развития человеческой личности. Особая функция искусства заключается в том, что оно обобщает многообразие накопленного опыта в процессе взаимоотношений индивида и общества, а не путем усвоения готовых результатов. Это значит то, что в самом искусстве заложен не итог познания явлений окружающего мира, а процесс и оценки, и обработки познаваемого объективного и субъективного мира.