Социальные роли и их влияние на развитие личности
Динамика социальных ролей тесно связана с процессом социализации личности.
Социальные роли, при различных интерпретациях можно обозначить как:
- нормативно одобренный образец поведения;
- фиксация конкретного положения;
- способ поведения личности и социально необходимый вид деятельности, оцениваемый обществом;
- способ воспроизведения социальной функции;
- система ожиданий общества в отношении поведения индивида;
- наблюдаемое, открытое поведение личности;
- модель собственного поведения, система ожиданий;
- предписанные действия;
- набор определенных норм и правил.
Выполнение индивидом социальных ролей в повседневной жизни, связанных с правами и обязанностями, обусловливает ее упорядоченность. Обязанность - норма поведения индивида, исходящая из его социальной роли и не зависящая от его желания. Возникающий между правами и обязанностями дисбаланс указывает на недостаточное усвоение социальной роли. Чем больше ролей способен воспроизвести индивид, тем лучше он приспособлен к жизни.
Для личности не все социальные роли равноценны, а для общества – равнозначны. К основным социальным ролям относятся: общественно-политические, профессиональные, семейно-бытовые. Только благодаря их полноценному освоению и исполнению членами общества возможно оптимальное функционирование всего общественного организма.
В исполнение социальной роли развивающаяся личность вносит индивидуальное своеобразие. Внутренняя структура личности под влиянием внешней социальной деятельности индивида определяет ролевое самопроявление
Освоение социальной роли связано с двумя аспектами (Д.А. Леонтьев):
- Технический аспект: через механизм подражания происходит восприятие сущности роли.
- Смысловой аспект: отношение человека к своей роли.
При освоении социальной роли могут возникнуть проблемы:
- неприятия роли;
- трудности усвоения роли;
- нарушение меры в усвоении роли.
Овладение наибольшим количеством социальных ролей способствует развитию человека, является наиболее для него адаптивным.
Динамика социальных ролей
В процессе социализации человек проходит различные периоды формирования и становления личности, которые можно рассматривать как стадии социализации.
Формированию личности способствуют:
- взаимодействие с лицами, исполняющими много разных ролей;
- участие в максимально возможном количестве социальных ролей.
Каждому возрасту соответствует свой набор социальных ролей. Различные возрастные периоды предоставляют возможности для реализации способностей человека, устанавливают требования к новым социальным ролям и предписывают новые статусы.
Индивид может испытывать определенные проблемы с приспособлением к новым ролевым требованиям, что негативно проявляется на полноте его социализации. Так, у индивида со статусом взрослого, могут проявляться поведение и установки, характерные для социальной роли ребенка или подростка.
Освоение новой ролью часто ведет к качественным изменениям индивида. Из множества статусов и ролей человек может выбирать те роли, которые максимально помогут использовать свои способности, реализовать свои планы.
Динамику социальных ролей можно рассматривать с двух сторон:
- как детерминированную и внешне обусловленную деятельность индивида, осуществляемую в процессе овладения им социальными ролями;
- собственная, личная активность индивида, проявляющаяся в жизненных стратегиях и индивидуальном стиле жизни.
Социальные роли, исполняемые человеком, тесно связаны и его темпераментом, характером, жизненными приоритетами и ценностями. Достаточное освоение социальной роли возможно только при хорошем знании своих личных особенностей.