Введение в структуру социальной работы
Социальное развитие в XXI веке. сопровождается в большинстве стран мира накоплением острых проблем жизнедеятельности людей и поисками путей и возможностей их решения. Попытки реформировать украинское общество, в этот исторический период осуществляются непоследовательно, волюнтаристскими методами, вызывают неоправданно резкий излом социальных отношений. Это приводит к усложнению условий человеческого бытия во всех сферах общества, обострение проблем существования и достойного самоутверждения личности. При таких условиях нужно как теоретически, концептуально осмыслить новые общественные реалии, так и инициировать технологические, методические разработки для адекватной социальной политики.
В ответ на актуальные общественные запросы в России разворачивается социальная работа - самостоятельная наука, учебная дисциплина и направление профессиональной деятельности. На этапе становления для каждой теории и связанной с ней практической сферы принципиальное значение имеет разработка ее методологических основ, выяснение связей с родственными отраслями научного знания, определение собственного объекта, предметных аспектов, содержания и методики. В процессе институционализации важную роль играют, в частности, формирование, унификация и правильное употребление категориально-понятийного аппарата каждой науки. Не претендуя на его обобщенный концептуальный анализ, рассмотрим кратко лишь отдельные основополагающие конструкции и узловые сроки, выражающих существенные свойства и специфику социальной работы и есть "лестнице" в поисках, систематизации и применении воплощаемых ею знаний, умений, опыта.
Сущность самого общего понятия - "социальное" - освещены в литературе. Оно укоренилось в повседневном обиходе. Однако часто это понятие слишком широко и противоречиво трактуется, особенно в сравнении с понятием "общественное". Так, в одном из учебников утверждается: "социальное шире общественного", оно здесь противопоставляется естественном, а также биологическому. Мы склонны считать "социальное" составляющей, качественной характеристикой "общественного". Большинство авторов употребляет этот термин для обозначения совокупности тех или иных свойств и особенностей непосредственных отношений общества, интегрированных в их совместной взаимодействия в конкретном пространственно-временном среде. Эта совокупность проявляется во взаимоотношениях людей (социальных групп), в отношении к своему месту, статуса в обществе и в многогранных явлений и процессов его жизни и возникает тогда, когда поведение даже одного индивида оказывается под воздействием другого (группы) независимо от присутствия других.
Анализ принципов социальной работы позволяет очертить определенные алгоритмы организации жизнедеятельности указанной категории ; определить социальные институты, которые имеют с ними работать, учитывать личностные потребности и интересы различных семей; индивидуализировать социально-педагогический процесс; проектировать целенаправленную профессиональную деятельность социального педагога и др.
Принципы социальной работы
Такими принципами определены:
- Законности и прав человека;
- Принцип государственного подхода к задачам, которые реализуются в социально-педагогической работе с проблемными семьями;
- Принцип личностного социально-деятельностного подхода к социально-педагогической деятельности;
- Принцип дифференцированного и индивидуального подхода к объекту деятельности;
- Принцип педагогизации социальной работы;
- Принцип научной обоснованности социально-педагогической деятельности;
- Принцип социокультурной направленности социально-педагогической деятельности;
- Принцип целенаправленности;
- Принцип социального реагирования;
- Принцип толерантности;
- Принцип клиентоцентризму;
- Принцип системности;
- Принцип конфиденциальности;
- Принцип универсальности;
- Принцип опоры на собственные силы;
- Принцип объективности;
- Принцип гуманизма;
- Фамилиецентрический принцип (или принцип фамилиецентризму)
Указанные принципы социально-педагогической работы с проблемными семьями в целом отражают ее особенности как в плане управленческой, коммуникативной деятельности, так и в плане выполнения основных функций (диагностических, медиаторських, фасилитативних, диспетчерских, посреднических и др.), Которые, в свою очередь, зависят от сферы применения и характера задач, решаемых.
Важным является тот факт, что принципы работы социального работника тесно связываются с ее направлениям. В связи с многоаспектностью проблем, которые возникают в рамках социальной работы, а также разнообразны и направления работы.
Направления социальной работы
К основным направлениям социально-педагогической работы ученые (А. Беспалько, М. Галагузова , И. Зверева, А. Капская, Т. Кравченко) относят:
- социальную помощь,
- социальную защиту,
- социальную поддержку,
- социальное обеспечение,
- социальное обслуживание,
- социальное посредничество,
- социальную адаптацию,
- социальную диагностику,
- социальную профилактику,
- социальную коррекцию,
- социальную реабилитацию,
- организацию культурно-досуговой деятельности.
Каждый из этих направлений имеет свою специфику.
Участие государства в процессе социальной поддержки проявляется в создании наиболее благоприятных условий (материальных, социальных) для воспитания ребенка, создании благоприятной социальной взаимодействия в рамках семьи. Социально - педагогическая поддержка находится на этапе становления в нашем обществе, хотя ее элементы присутствовали и раньше в таких профессиях, как педагог, профсоюзный организатор, медицинская сестра, врач и т. В свою очередь, поддержка допускает выполнение функций каждого из них.
Своеобразный и достаточно сложное направление в работе с семьями является социальное обслуживание, который предусматривает предоставление конкретных социальных услуг людям, которые зависят от других, для удовлетворения их потребности в нормальном развитии и жизнедеятельности.
Достаточно сложным, а иногда и неодиночные есть такое направление в работе с семьями, как социальное посредничество, имеется в виду процесс вмешательства в споры между сторонами, чтобы помочь им решить конфликты, найти компромиссы или достичь взаимовыгодного соглашения.
Участники этого процесса должны обязательства определить свои проблемные вопросы и быть ответственными за результаты процесса. Посредничество является эффективной альтернативой традиционным процессам разрешения конфликтов. Оно основывается на принципах уважения к людям и вере в их способность при соответствующих обстоятельствах, решить конфликтные вопросы конструктивным путем.