Подходы к интервенциям в практике социальной работы
Интервенции в социальной работе формировались в процессе допрофессиональной и профессиональной практики. На их развитие влияли разные средовые контексты и факторы, среди которых можно выделить: внедрение методов работы из разных смежных практик (практическая психология, психиатрия, консультирование и др.); формирование методов работы со случаем; расширение помощи различным группам населения на основе биологических, психологических, социальных и ментальных запросов.
В социальной работе сформировались две основные модели интервенций, характерные для модернистской и постмодернистской практик.
Медицинская модель интервенций. Ведущая модель социальной работы в 20-60 гг. XX века. Основывалась на теоретических подходах З. Фрейда. Характеризуется представлениями о клиенте как об индивиде, роль которого в оценке сложной жизненной ситуации сведена к минимальным действиям. Поведенческие и эмоциональные проблемы рассматривались как проблемы психического здоровья пациента. В дальнейшем теоретическая база развивалась на основе психологических, биологических, психиатрических концептах. Процессы интервенций зависели от интрапсихических процессов, во время которых происходило осмысление социальной проблемы. Позже начали учитывать воздействие социальной среды на проблемы клиента.
Модель реагирования. Дальнейший этап развития методологии интервенций, характеризуется изменением социально-политического контекста в глобальных и региональных измерениях. Отличительные признаки модели реагирования: властные полномочия и место действия находятся в границах компетенций социального работника; положительные и динамические изменения «личности в ситуации» являются приоритетными. Первичный контакт с клиентом включает: наблюдение за его реакциями, эмпатическое, активное слушание, особенности самопрезентации клиента, осмысляется ситуация, осуществляется постановка вопроса по проблеме клиента. Социальные интервенции происходят без предварительных этапов сбора данных. В процессе интервенций социальный работник начинает игратьновую роль- «агента по изменению», изменению социальной, семейной, индивидуальной ситуации клиента. Характерными элементами интервенций являются: проектная деятельность, изменения, посредничество, определяющие сущность стратегии модели.
Классификация интервенций в социальной работе
Интервенции социального работника имеют широкий диапазон от микроуровня личностно-фокусированных психосоциальных процессов до макроуровня, участия в социальной политике, уровня работы с экономическими проблемами.
Интервенции социального работника охватывают социально-педагогическую работу, консультирование, групповую работу, клиническую социальную работу, семейную терапию и лечение, они ориентированы на программы помощи населению и ресурсы в коммьюните.
Классификация интервенций в социальной работе зависит от различных факторов: ролевые позиции социального работника, типология проблем клиента, система познания ситуации клиента.
Дж. Герон предложи классификацию интервенций, основанную на ролевых подходах:
- авторитарные интервенции, предписывающие выполнение требований помогающего процесса,
- посреднические (рекомендательные, фасилитативные) интервенции, при которых клиент предпринимает определенные действия по изменению ситуации основываясь на своем выборе и ресурсах.
Авторитарные интервенции включают следующие группы интервенций: 1 группа – предписывающие интервенции (установка целей, планирование, советы, директивы); 2 группа – информативные интервенции (объяснение и трансляция информации, передача знаний); интервенции конфронтации (понимание паттернов презентаций, адресация к проблемному поведению).
Фасилитативные интервенции включают следующие группы интервенций: 1 группа – катарсические интервенции (предоставляющие возможности развития, возможности снятия нагрузки от комплексов, защищающие от опасностей); каталитические интервенции (самоактуализации, самораскрытие, активизации); 3 группа – поддерживающие, подтверждающие ценности интервенции (индивида, семьи, группы, микросоциальной среды).
С. Чан предложил классификацию, в которой отображены основные роли социального работника относительно психосоциальных, стрессовых, кризисных, индивидуальных запросов клиентов. Направления интервенций:
- Целостного благополучия. Стратегии интервенций: достижение телесной, ментальной и духовной гармонии; СМАРТ-подход; достижение на основе запросов клиента интегрированной целостности. Роль социального работника – консультант и коуч.
- Психосоциальный дисстрес и патология. К стратегиям относятся: проблемоцентрированный и задачецентрированный подходы, психосоциальная терапия (семейная, индивидуальная, групповая). Роль социального работника – консультант и терапевт.
- Базовая помощь и физическое расстройство. Основная стратегия интервенций – мобилизация ресурсов (реабилитация, медицинская помощь, поддержка в трудной жизненной ситуации). Роли социального работника – менеджер социального обеспечения, кейс-менеджер.
- Индивидуальная безопасность. Стратегии интервенций: кризисная интервенция; проблемно-ориентированные подходы (проблемы с психическим здоровьем, насилие над детьми, не обустроенность и домашнее насилие, жертвы и криминальное насилие). Социальный работник выполняет роль агента по организации законодательной деятельности и индивидуального социального обслуживания.
Классификация интервенций связана с практикой социальной работы, с законодательными и финансовыми возможностями государства, определяющего направленность интервенций в соответствии с приоритетными задачами социальной политики.
Динамика процесса интервенций в социальной работе
Динамику процесса интервенций в социальной работе определяют проблемные, связанные с пониманием проблемы как объективного аспекта, нарушающего жизнедеятельность клиента, а также объективного характера проблемы и операциональные факторы.
Направленность интервенций определяется характером социальной проблемы клиента. Социальная проблема – совокупность общественных факторов, которые нарушают нормальную жизнедеятельность отдельных индивидов, социальных групп и сообщества в целом.
Социальные проблемы могут быть различной этиологии, носить общий и частный характер, выступать причиной или следствием различных экономических, социальных, природных проявлений.
Проблемный контекст клиента предопределяет динамику интервенций, поэтапную работу с ним. Каждый этап имеет свое развитие и завершение, поэтому технология социальной работы является серией последовательных интервенций, осуществление которой помогает разрешить сложную жизненную ситуацию клиента.
Серия последовательных интервенций:
- ориентация в проблеме клиента, основанная на его рассказе;
- оценка ситуации;
- рабочий анализ социального диагноза;
- разработка проекта интервенций, предоставление его клиенту или служащим агентства, принятие проекта, заключение контракта;
- реализация интервенций на основе проекта действий;
- подведение итогов работы;
- завершение работы.