Особенности социальной политики европейских стран
Европейское общество – одно из тех, что в наибольшей степени пострадало при кризисе, который произошел в 2008-2009 году. Именно поэтому, на примере европейского сообщества, следует рассмотреть, как были преодолены его основные последствия, и какой стала социальная политика Евросоюза после такого резкого обвала. Стоит начать с истории: первые предпосылки к возникновению европейской социальной модели были выделены еще после Второй мировой войны, когда обеим сторонам, как победителям, так и побежденным, было необходимо заново отстраивать экономику своих стран. На кону стояла жизнь населения, а также поиск путей выстраивания взаимоотношений на общем поствоенном пространстве. Таким образом, европейские страны одними из первых начали вырабатывать критерии партнерства и отказываться от агрессии в пользу идеи гуманизма.
За полвека Европа продемонстрировала действительно значимые успехи в области социальной политики. Среди них такие, как:
- Социальная стабильность;
- Органичность и стабильность экономической сферы;
- Единство во внутреннем рынке, а также в рынке труда;
- Наднациональные институты управления;
- Единый экономический и валютный союзы, которые позволили составлять единые акты и принимать единые и выгодные экономические договоры;
- Единое пространство без границ, создание ID-системы, когда члены европейского союза могут путешествовать по странам-участницам без ограничений;
- Зона евро;
- Европейское гражданство, ощущение принадлежности к чему-то большему, чем просто к своей стране;
- Чувство социальной защищенности.
Даже учитывая то, что экономический рост был стремительным, он не сопровождался какими-либо значимыми глобальными экономическими катаклизмами и кризисными ситуациями. Также не было и значимых критических выбросов социальной напряженности, которые могли бы возникнуть в случае некоторых сильных подвижек и изменений в общественной системе.
Европой было создано единой валютное, экономическое пространство, а также единство, которое обусловлено территориальным и географическим пространством. По существу, это было лишь очередными этапами на пути к единому социальному пространству как к стратегической цели европейской интеграции, которую мы можем наблюдать в состоянии современности. Европейская стратегия изначально подразумевала два значимых направления:
- Экономический рост;
- Социальная сплоченность.
Оба компонента могли быть обеспечены на основе справедливого распределения общественного богатства, а также благ и услуг. Для этого были разработаны основные видения социальной политики европейских стран. Так, в ней поставлены три основные задачи: во-первых, гармонизация всех имеющихся национальных политик, сведение их к единой цели. Во-вторых, поощрение конвергенции и межстранового сотрудничества, и третье условие – распространение новаторского опыта в рамках Европейского Союза, который стал бы примером для других развивающихся стран.
Социальная политика в России
В Российской Федерации социальная политика исходит из особого конституционального определения России: в Конституции ее определяют как социальное государство, чья политика в полной мере направлена на создание особых условий, которые позволят обеспечить достойный уровень жизни населения, а также свободное развитие каждого отдельного индивида.
Сегодня в России охраняются многие сферы, в особенности трудовая деятельность, а также здоровье граждан. Правительство устанавливает гарантийный минимальный размер заработной платы, обеспечивается социальная политика в отношении семьи, а также материнства и детства. Инвалиды, пожилые люди, лица без определенного места жительства, многодетные семьи, матери-одиночки – все они относятся к особым категориям граждан, которые рассматриваются как особо нуждающиеся в адресной помощи со стороны государства.
Активное развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, льготы и субсидии. Все это необходимо для того, чтобы оказать адресную помощь наиболее нуждающимся категориям населения, находящимся в зоне риска. Иные гарантии социальной защиты (например, социальное обеспечение) – также поддерживаются со стороны государства, для чего ежегодно производится большой объемы работы для стабильного поддержания граждан.
Российская система социальной политики преимущественно базируется на принципах «кто ты есть?», «что ты сделал?» и «что ты имеешь?». Первый принцип предполагает, что человек будет обладать социальными пенсиями или льготами, а также льготами, предназначенными для конкретных категорий граждан. Второй принцип выражается в системе трудовых пенсий, а вот третий принцип используется в современной Российской Федерации частично, при определении некоторых частичных субсидий и при выплате пособий для детей.
Таким образом, социальная политика в России направлена на создание условий, которые могут обеспечить и гарантировать достойную жизнь и свободное развитие человека.
Это выражается также в том, что государство обладает особыми правами и берет на себя социальную функцию, которая стала доминирующей. Затем появляются новые функциональные системы социальной направленности, а количество функций в соответствующей сфере постепенно увеличиваются. Преобразования постепенно перемещаются в особо значимые характеристики государства, среди которых правовые, властные и экономические черты. Они преобразуются, трансформируются в соответствии с требованиями государства и теми социально-политическими действиями и мерами, которые предпринимаются.
Институциональная структура социальной политики складывается из системы социальных гарантий, социальной помощи, социального страхования, которые предоставляются всем гражданам, а некоторые их формы предназначены для отдельных категорий, нуждающихся в адресной помощи.