Структурный функционализм
Структурный функционализм выступает в качестве одного из известных научных подходов, который основан на анализе общества как единой системы. Она дифференцирована и структурирована, но все ее элементы связаны друг с другом, что делает ее целостной и упорядоченной.
В качестве социальных структур следует рассматривать все возможные устойчивые образцы (паттерны), а также деятельность людей в тот или иной промежуток времени. Социальный порядок полностью зависит от того вклада, который совершается со стороны социальной структуры. То есть, если социальная структура играет положительную роль в системе, то она выполняет ее важные функции.
Именно функциональность социальных структур, их полезность и вклад в социальную систему и ее действия обуславливает их дальнейшее закрепление в качестве неотъемлемых элементов социальной системы. В дальнейшем уже они превращаются в паттерны – образцы, на основе которых будут создаваться все новые социальные структуры.
В качестве исследователя, который является основоположником теории социальных систем, а также классиком структурного функционализма выделим Талкотта Парсонса (1902-1979 гг.). Согласно его выводам, человеческое действие выступает в качестве очень сложной и разноплановой системы. Ее подсистемами являются организм (биологическая система), личность (психическая система) и социальная система, которая выражена в нормативной системе и обеспечивает комбинацию целей и средств для осуществления того или иного действия. Особую роль играет и культура как ценностная система, которая обеспечивает поддержание в качестве традиций следующих компонентов:
- Целей;
- Средств;
- Норм поведения, которые регулируют действия.
Исторический материализм как макросоциологическая парадигма
Еще одна известная макросоциологическая парадигма – это исторический материализм, или, как его еще принято называть в научных кругах, марксистская парадигма. Этот подход опирается на концепцию современного общества и рассматривает его как систему отношений, которые основаны на неравном распределении экономических благ и ресурсов между людьми. Жизнедеятельность общества организуется и упорядочивается этой системой, делает ее наиболее благоприятной для ведения хозяйства и реализации собственных желаний.
Все отношения, которые складываются в системе, будь то экономические, политические, правовые, семейные или религиозные, - все они рассматриваются в виде устойчивых форм для последующего закрепления неравенства, господствования привилегированных категорий и подчинения более слабых.
Образцом для исследований, которые проводились и проводятся по сей день в рамках данной парадигмы, является творчество известного немецкого философа и основоположника данного направления Карла Маркса (1818-1883 гг.). Маркс первым противопоставил материалистическое понимание истории пониманию, исходящему из духовных факторов. Исходной категорией было понятие «труд». Он определялся Марксом в качестве сущностной функции человека, благодаря которой он и может реализовывать себя, самоактуализироваться, удовлетворять свои потребности и добиваться высот, которые ранее были ему недоступны. Что касается совокупного труда людей, то он заключался в общественном производстве. В его процессе актуализируются производственные отношения, где человек может обмениваться товарами и услугами по заранее намеченным стандартам.
Критическая теория общества (неомарксистская парадигма)
Ранее мы описали марксистскую парадигму, но в течение многих лет она неоднократно претерпевала критику в свой адрес. В результате исследователи объединились, чтобы создать альтернативную классическому марксизму «критическую теорию общества». Этот подход опирается на концепцию общества как системы тотального, всепроникающего контроля за каждой сферой жизнедеятельности человека.
Противопоставляя эту теорию классическому марксизму, авторы подчеркивают, что в неомарксизме контроль связан не с прямым принуждением, или даже в какой-то степени с эксплуатацией: это происходит с использованием незаметного для человека влечения к ложным потребностям. Внезапно мы осознаем, что, при воздействии определенных сил (например, средств массовой информации и рекламы) мы нуждаемся в том или ином товаре или услуге. При этом мы сами становимся жертвами качественных манипуляций, и, как следствие, к несвободному развитию личности.
Образец исследований, которые придерживаются данной концепции критической теории, - это труды известных немецких ученых-социологов Макса Хокхаймера (1895-1973 гг.), Герберта Маркузе (1898-1979 гг.), а также Теодора Адорно (1903-1969 гг.). Именно они в процессе совместной работы (особенно близки были Хокхаймер и Адорно) представили концепцию развития современной западной цивилизации, которое обосновалось в результате процессов просвещения. Таким образом, прослеживалась эмансипация мышления и поведения личности, поскольку на него очень сильно влияла мифология.
Чуть позже появилось понятие «инструментальная рациональность», которое отражало отношение к процессу или явлению, услуге или товару с точки зрения их полезности, утилитарной функции вещи. Если при помощи нее человек может добиться более высокого уровня развития и власти, значит, она ему необходима. Таким образом, инструментальная рациональность привела к тому, что человек и его разум попросту регистрировали уже имеющиеся очевидные факты, следовали предписанным формальным правилам и при этом не использовали такие важные части своего разума и внутреннего мира, как воображение, спонтанность мышления, интуицию и эмоциональность в целом.
Таким образом, мы рассмотрели три наиболее значимые классические макросоциологические парадигмы, которые возникли на рубеже 19-начала 20 веков. Все они по-разному отражают суть происходящих в то время событий и явлений, а также внутреннюю сущность человеческой личности.