Причины формирования инвайронментализма
Взаимодействие общества и природы, на изучение которого и направлена инвайронментальная социология, наделяется особой актуальностью в условиях, когда природная среда полностью интегрирована в жизнедеятельность человека на всех ее уровнях. Это проявляется в том, что:
- с одной стороны, природная среда подвергается антропогенным и техногенным воздействиям,
- с другой - сама воздействует на процессы человеческой жизнедеятельности.
Изменения природной среды вызывают часто обратную реакцию, ведущую к изменениям в жизни людей, что свидетельствует об их социальной значимости. Так, например, загрязнение окружающей среды ведет к ухудшению здоровья населения.
Современная экологическая ситуация может рассматриваться как отчетливое пересечение, а часто и столкновение, законов, по которым функционирует и развивается природа, и закономерностей существования и развития общества. Так, например, факт ограниченности природных ресурсов, столкнувшись с законом постоянного роста материальных потребностей человечества, сформировал проблему, решением которой занимаются экономисты, как на уровне теории, так и практики. Но более важным является то, что за последнее десятилетие сформировались социально-экологические теории междисциплинарного характера, авторы которых стремятся синтезировать как предшествующие социологические теории с естественнонаучными, включая их в широкий философско-мировоззренческий контекст.
Содержание инвайронментализма
Наиболее яркий пример такого синтеза - это американский инвайронментализм, в котором соединяются экологическое мировоззрение, теоретические основы социологии и массовое природоохранное движение.
Американский инвайронментализм основан на богатых и давних (с середины $XX$ века) традициях. Его современное развитие (как теоретическое, так и социально-политическое) началось в середине 70-х годов $XX$ века и связано, по мнению большинства инвайронменталистов, с теми последствиями (экономического, социального политического планов), которые вызвал энергетический кризис в 1973 году.
Институциональный базис формирования и дальнейшей эволюции инвайронментального движения и связанных с ним исследований в социально-экологической сфере был заложен несколько ранее (в 1969 году принят законопроект о национальной природоохранной политике, в 1970 году был проведен День защиты Земли, были созданы различные природоохранные организации как общенационального, так и локального уровней).
Инвайронментализм в социологии
Не обошли стороной общие экологические настроения и американскую социологическую науку:
- так, в 1976 году Американская социологическая ассоциация формирует секцию инвайронментальной социологии, а в 1977 году на сессии данной ассоциации происходит обсуждение «Социальных корней инвайронментализма»;
- еще ранее аналогичные секции были созданы были созданы в рамках Общества по изучению социальных проблем и Общества сельской социологии.
И к концу 70-х годов происходит формулировка основных (начальных) положений, на которых основывается «новая инвайронментальная парадигма» в социологии, провозглашающая наступление «века инвайронментализма», что сделало необходимым ценностно переориентировать новый политический и экономический порядок, сформировать новые стандарты поведения и новый тип рациональности.
Социально-экологические мотивам уделяют внимание и видные американские социологи не связанные непосредственно с инвайронментализмом (среди них можно отметить Хоровица, Смелсера, Рейнуотера, Липсета и других).
В общеметодологическом дискурсе инвайронменталисты часто используют аналогии не просто с обычными для них натуралистическими концепциями, но и с такими направлениями социологии, как интеракционизм, структурный функционализм и марксизм.