Суть социальной парадигмы
Социальная парадигма управления состоит в социальной ответственности бизнеса.
Социальную ответственность можно разделить на:
- индивидуальную,
- групповую,
- общественную.
Она тесно связана с реализуемыми социальными инициативами в контексте социальных целей организации, то есть достижением социальной справедливости, созданием положительной мотивации к труду, формированием условий для личностного развития.
Постепенное проявление социальной ответственности характерно для руководителей и их подчиненных в процессе их совместной деятельности.
В современном профессиональном управлении признается необходимость осознания сопричастности организации окружающей среде. Эту сопричастность в управленческой литературе трактуют как социальную ответственность организации и ее руководителя (или руководителей).
Наглядным отражением социальной ответственности руководителя являются его решения, поставленные цели и их приоритеты, средства и методы реализации решений.
Реализацией этой являются конкретные дела организации и руководителя, направленные в первую очередь на помощь по созданию приемлемого уровня жизни своих работников, а также членов их семей и социально незащищенных категорий населения. Эта помощь может реализовываться как в прямой, и в косвенной формах.
На практике бывает, что социальная ответственность приобретает вторичный характер относительно благосостояния организации.
Однако особенно яркой сферой проявления социальной ответственности организации служит ее миссия и цели. Если направленность ее основной цели связана с тем, чтобы максимально удовлетворить потребности и интересы персонала и клиентов, то это служит высшим проявлением социальной ответственности.
Параметры социальной ответственности бизнеса
Важные параметры социальной ответственности включают широту, временную протяженность, степень придаваемого значения и уровень вовлеченности персонала. Широтой определяется диапазон функционала как производства, так и управления, по которому компанией берется на себя социальная ответственность. Например, техническая безопасность, своевременная оплата труда, социальная справедливость и т.д.
Придаваемое значение – это уровень важности социальной ответственности по отношению к технологическим целям производственной организации.
Вовлеченность персонала предполагает участие персонала организации в реализации социальных целей. В литературе выделяют два основных варианта организации выполнения социальных целей:
- формирование в составе организации специальных коллективов;
- участие всего коллектива на общественных началах во внерабочее время.
Однако социально-ориентированное управление само по себе несет социальную ответственность. Поскольку принятие управленческих решений процесс с обратной связью, то работники не только более эффективно исполняют управленческие решения, но и оказывают влияние на руководителей в принятии управленческих решений.
Виды ответственности
Ответственность можно подразделить на официальную и личную, принудительную и добровольную. Последнюю трактуют как черту характера человека – личное чувство ответственности (которое у некоторых людей характеризуется обостренностью).
Официальные виды ответственности разделяются на две группы:
- технологическую ответственность,
- гуманитарную ответственность.
Среди технологических видов ответственности выделяют:
- профессиональную,
- дисциплинарную,
- административную,
- юридическую,
- экономическую,
- материальную.
К гуманитарным видам ответственности относят:
- социальную,
- партийную,
- этическую,
- экологическую,
- политическую.