Эффективность функционирования организации зависит от совокупности факторов, таких как производственная мощность, технологии, персонал, квалификация сотрудников, потенциал развития. Однако приоритетная роль в процессе повышения эффективности деятельности организации отводится социальной культуре персонала.
Структура социальной культуры организации
По своей сути социальная культура организации представляет собой сложный синтезный феномен, в структуре которого можно выделить следующие составляющие:
- философия организации – основополагающий компонент социальной культуры;
- социально-психологическая культура – система взаимных симпатий, предпочтений, выборов, система социальных ролей в организации; ее внутренняя конфликтность, позиционность, авторитетность;
- ценностно-нормативная культура – основные ценности, разделяемые сотрудниками организации, внутренние правила, традиции;
- культура внешней идентификации - имидж организации, который направленно транслируется потенциальным клиентам; восприятие организации на основании рекламных атрибутов, логотипов, слоганов и пр.;
- культура внутренних коммуникаций – структура формализированных, неформальных информационных потоков;
- событийная культура.
Функции социальной культуры организации
Социальная культура обладает высоким функциональным потенциалом, успешно реализует ряд функций, включая следующие:
- продуцирование, накопление духовных ценностей;
- оценочно-нормативная функция на основании сопоставления реального поведения с нормами идеального культурного поведения;
- регламентирующая и регулирующая функция;
- познавательная;
- смыслообразующая – социальная культура организации оказывает влияние на мировоззрение личности; зачастую ценности, разделяемые в организации, усваиваются и принимаются личностью как свои;
- коммуникационная – через нормы, модели поведения обеспечивается взаимопонимание сотрудников организации, реализуется их взаимодействие;
- функция общественной памяти, сохранения, накопления и последующего воспроизводства опыта организации.
Виды социальной культуры организации
На современном этапе развития выделяют следующие виды социальной культуры организации:
- Клановая культура, при которой организация функционирует как аналог семьи. Руководители организации, ее лидеры воспринимаются как наставники. Характеризуется высоким уровнем сплоченности, основывается на традиции и преданности. Подобные организации делают акцент на долгосрочной выгоде развития и совершенствования личности, уделяют огромное внимание уровню сплоченности коллектива, его моральному климату. В рамках клановой социальной культуры выделяют два типа лидеров: пособник (ориентирован на людей; личность, которая ищет консенсус и улаживает конфликты) и наставник (личность, понимающая других, проявляющая заботу о нуждах членов коллектива);
- Адхократическая культура – творческое, динамичное предпринимательское место работы. Как правило, в рамках данной культуры в организационную деятельность вовлекаются люди, готовые идти на риск, готовые к инновационной деятельности. Сущностью организации считается склонность к новаторству, экспериментированию. В долгосрочной перспективе акцент делается на обретении новых ресурсов. Успешность деятельности организации оценивается на основании производства новых, уникальных товаров или услуг. Организация поощряет свободу и инициативность. Лидером организации в рамках культуры выступает новатор, личность, способная предвидеть возможные социально-экономические изменения.
Таким образом, в современном мире представлены различные типы социальной культуры организации. Сама культура является частью общей культуры личности и общества, формируя особенности производственной стороны жизнедеятельности.