Современное российское общество переживает достаточно трудный, проблематичный период своего развития, что приводит к разрушению, онтологическим изменениям устойчивых социальных образований, традиционных социальных институтов и практик.
Современная образовательная политика в российском обществе:
- не соответствует требованиям цивилизационного рынка,
- не учитывает специфики национальной культуры, национального мировосприятия,
- не может рассматриваться как эффективный транслятор культурных ценностей от одного поколения другому.
Образование на протяжении всей истории своего существования в качестве социального института выступало отражением, своеобразным зеркалом общества, его культуры и особенностей, важнейшим рычагом воспроизводства и сохранения этой культуры.
Подходы к пониманию социального образования
В процессе перехода от индустриального общества к постиндустриальному, усиления актуальности функционирования образовательной системы в качестве транслятора культурных ценностей особое значение приобретает социальное образование.
Под социальным образованием в современной научной литературе понимается социальный институт усвоения и последующего воспроизводства нового социального опыта при помощи общественно организованной социокультурной деятельности, ориентированной на потребителей образовательных услуг, повышение качества этих услуг.
Другими словами, социальное образование становится ведущим фактором развития социокультурного, интеллектуального потенциала общества, механизмом наследования и последующего воспроизводства основных достижений культуры, науки, общечеловеческих ценностей посредством развития отдельных уровней образовательных цензов каждой отдельной личности.
По своей сути, социальное образование выступает результатом длительной эволюции социальных ценностей образования и отношения к нему как к ценности.
Социальное образование неразрывно связано с категориями культуры и общества.
Составляющие культуроцентричности социального образования
Формируясь, развиваясь и функционируя в рамках культурных моделей, социальное образование отражает особенности этой культуры, обеспечивает усвоение и воспроизводство культурных ценностей.
Основными составляющими культуроцентричности образования на современном этапе развития общества выступают, с одной стороны, стандартизация, универсализм, всеобщность знаний, умений, навыков; с другой, - их социокультурное своеобразие, национально-региональная специфика. Другими словами, на современном этапе развития социального образования одной из наиболее значимых проблем становится поиск оптимального сочетания универсального, глобального и культурноспецифического, национально-регионального в образовании.
Проблемы современного социального образования в России
Следует отметить, что в начале третьего тысячелетия поиски путей оптимального сочетания национального и универсального осложняются интенсификацией интеграционных глобализационных процессов, повышением информатизации социума, переориентацией смысложизненных ориентаций на приоритеты индивидуально-личностного развития вне связи с социальным, общественным, коллективным, государственным, национально-культурным.
В результате многочисленных трансформаций общества отмечается разрушение оптимальной индивидуальной и общественной субъектности российского социума, ослабление цементирующей роли русской культуры в образовании, что, в свою очередь, приводит к дестабилизации самого общества.
Таким образом, на современном этапе развития социальное образование в России находится в длительном, затяжном кризисе, выход из которого требует поисков эффективного взаимоотношения национального и глобального, общественного и индивидуального в образовании.