Выделение и формирование социальной культуры
На протяжении XIX века наблюдалось разделение между гуманитарно-филологическими науками, изучающими духовную жизнь общества и социальными науками, базирующимися на теоретическом исследовании структур общества, его закономерностях и процессах.
Совершенствуется социологическое познание культурных и социальных явлений. Анализируется внутренний смысл явлений, культурные образы и средства, факты в социальных процессах и социальной регуляции. Социология изучает общество, основываясь на эмпирические методы.
Во второй половине XIX – начале XX вв. – предметом анализа социологии становятся нормативно-ценностные представления и смыслы, позволяющие индивиду войти в окружающую его социальную среду. По мере укрепления и развития социальных наук, их дифференциации происходит обособление социальной культурологии.
С начала XX века сфера социологических исследований охватывает общество, культуру, гносеологические вопросы, религию. Происходит «разбожествление» религии, критически анализируется сфера художественной культуры.
Социальная культура сформировалась после того, как появились возможности подхода к культуре как основному предмету гуманитарного знания.
Основные подходы к социальной культуре
В мировой общественной мысли можно выделить основные подходы к социальной культуре:
Просветительский подход. В XVIII – начале XIX века представления о социальной культуре развивались в русле европейского Просвещения. Культура рассматривалась как внутреннее достояние человека и как духовное богатство общества, основанное на стремлении к добру, истине, красоте.
Человек через культуру преодолевает природную ограниченность, осознает свое единство с обществом, природой, с другими людьми, прошлым и будущим. Понимание культуры выступало гуманистическим по содержанию, но выражалось в чрезмерном внимании к эстетической и этической проблематике. Основные представители просветительского подхода: А. Вольтер, Ш.Л. Монтескье, Дж. Вико, И.В. Гете, В. Гумбольдт, И.Г. Гердер, Ф. Шиллер.
Эволюционистский подход. Мыслители, придерживающиеся идей эволюции: Г. Спенсер, Э. Дюркгейм, О. Конт, Э. Тейлор, Д. Фрезер, Л. Морга и др.
Основные идеи эволюционизма были выдвинуты во второй половине XIX века и сводились к следующему:
- все явления (естественные и общественные) подвергаются регулярным, постоянным и частым изменениям;
- в ходе изменений общество приобретает более дифференцированный и сложный характер, наблюдается рост рационального начала, его усложнение, устранение стихийности, предрассудков, конфликтов и т.д.;
- стадии эволюции можно выстроить в шкалу «от низшего к высшему»;
- в процессе эволюции совершенствуются все стороны жизни социума (верования, искусства, мораль и т.д.);
- элементы раннего состояния могут сохраняться в качестве пережитков;
- основное направление эволюции – адаптация к внешним условиям, овладение ими, переход на более высокий уровень существования.
Диффузионизм. Развивается в начале XX века. Основная идея - культура распространяется из одного центра в другой.
Основные средства распространения инородной культуры – колонизация, войны и завоевания, миграции и торговля, добровольное подражание и т.д.
Структурно-функциональный подход. Развивается в начале XX века. Сторонники подхода – А. Кребер, М. Мид, Р. Бенедикт, Б. Эванс-При –чард, Б. Малиновский, А. Радклифф-Браун и др. – рассматривали культуру как подсистему социально-культурной структуры, элементы которой выполняют определенные роли в общей системе регуляции.
Основные идеи подхода:
- существует общее функциональное единство общества в виде взаимосвязи культурных и социальных структур, культура – интегрированная система;
- дифференциация социальных структур обеспечивает дифференциацию функций;
- постоянное поддержание элементов культуры (представления, нормы, ритуалы, производственные навыки и т.д.) обеспечивают сохранение общества.
Социологический и социологизаторский подходы. Представители направления: В. Плеханов, В. Ленин, А. Богданов, В. Переверзев, В. Фриче, Н.Нусинов. Культурный процесс в целом имеет противоречивое содержание. Постоянно наблюдаются столкновения и борьба разных направлений, делящихся на реакционные, прогрессивные, демократические и буржуазные. Буржуазная культура обязательно достигнет кризиса, отмеченного воинствующим иррационализмом и культом насилия. Преобразование возможно через культурную революцию.
Цивилизационный подход. Формируется в начале XX века. Основатель подхода – Н. Данилевский, последователи: О. Шпенглер, А. Тойнби, Н. Бердяев, Л. Карсавин, К. Леонтьев, И. Ильин, Г. Федотов. Важнейший источник исторического развития общества находится в духовных началах, оказывающих влияние на всю систему организации общества. Цивилизация – наивысший социокультурный принцип общественного устроения.