Социальная адаптация
Проблематика социальной адаптации занимает достаточно серьезное место в социологии. Она является фундаментальной темой, и до сих пор происходят дискурсы и споры вокруг взаимодействий личности с новой социальной и культурной средой.
Давние традиции изучения понятия «адаптация» существует в зарубежной социологии. Перечислим несколько ключевых авторов.
Г. Спенсер основывает свою теорию адаптации на взаимодействии двух основных процессов: во-первых, это интеграция (объединение), а во-вторых – дифференциация (разделение по определенным признакам). По мнению Г. Спенсера, каждое эволюционное изменение реализуется только в результате установления состояния равновесия, которого ранее в обществе не было.
Таким образом, адаптация – это процесс уравновешивания между какой-либо системой и внешними условиями, которые оказывают на нее давление, зачастую заставляют измениться, переконструировать свое мировоззрение и мироощущение.
Э. Дюркгейм рассматривает адаптацию как влияние социальных норм на поведение человека. Он утверждает, что основу социальной реальности составляют социальные факты, и чтобы человек стал полноправной частью нового общества, ему необходимо не только изучить социальные факты, но и воспринять их, перенять на свою модель поведения.
М. Вебер рассматривает адаптацию в прямой зависимости от рационализации. Согласно его теории, человек стремится не только совершать определенные действия, но и осознать свои цели, соотнести их с рациональными средствами достижения, которые будут нести пользу не только ему, но и окружающему мира, а также не будут противоречить общепринятым установкам.
Дж. Г. Мид рассматривает социальную адаптацию как ролевую концепцию личности. По его мнению, формирование моделей и норм поведения человека зависит от установок и моделей, которых придерживаются другие члены общества. Большинство всегда будет давать пример меньшинству, и индивид соответственно будет ориентироваться на более обширные сообщества.
Социальная работа
Поскольку процесс социальной адаптации изучается в течение долгого времени, необходимо рассматривать механизмы, которые помогают человеку успешно осуществить и завершить этот процесс. Одним из них является социальная работа.
Теории социальной работы появились относительно недавно – в середине 80-х годов 20 века. Сегодня социальная работы выступает как полноценный вид деятельности в сфере профессии типа «человек-человек». Она остается объективно необходимой для общественности, так как посредством деятельности социальной работы устанавливаются приемлемые взаимоотношения между личностью и социальной системой.
Каждый человек, особенно тот, что оказывается в новых социальных и культурных условиях, нуждается в защите. Удовлетворяя эту потребность у социально уязвимых слоев населения, социальная работа призвана также обеспечить оптимальное сочетание общественных интересов социума с личными интересами индивида. Это важно, поскольку улучшение функционирования членов общества и совершенствование самого социума – это два неразрывно связанных аспекта.
В то же время общество, посредством социальной работы, ее механизмов и технологии, создает всевозможные условия для активного участия человека в оптимизации собственного жизненного процесса. Она помогает личности осознать цели и смысл своей жизни, своей деятельности. Именно поэтому уровень развития социальной работы отражает степень цивилизованности всего общества.
Технологии социальной работы
Социальная работа выступает в качестве сложного процесса, поэтому она располагает рядом своих технологий, которые применимы практически в каждой сфере жизни человека, являются универсальными и достаточно подвижными.
Интерес к социальным технологиям, к технологизации социальной работы можно считать закономерностью той технологической революции, которая преобразовала и продолжает преобразовывать мир.
Технология социальной работы сегодня выступает как вид профессиональной деятельности. Сюда входит вся совокупность способов, действия, которые направлены на восстановление, сохранение и улучшение социального функционирования объекта. Особое значение технологии приобретают в том случае, когда объекту необходимо адаптироваться к абсолютно новым, ранее неизвестным социальным, культурным, экономическим и политическим условиям. В этом случае не только создаются условия, но и прогнозируются негативные социальные процессы, которые можно предотвратить путем поиска эффективных решений.
В науке выделяют несколько видов технологий социальной работы:
- Во-первых, это инновационные (новые, ранее неизученные технологии, которые проникают в жизнь человека в связи с активным научно-технологическим прогрессом) и традиционные (уже устоявшиеся, те, что опираются на традиции и обычаи, которые властвуют в определенном обществе, социальном институте).
- Во-вторых, глобальные (направлены на решение общечеловеческих проблем, соответствующие тенденциям мирового развития, а также социальным проблемам воздействия природы и общества на организм человека, его психическое состояние) и территориальные (имеют определенное ограничение на конкретном регионе, отражают динамику социальных процессов локального характера).
Некоторые авторы также выделяют ряд технологий социальной работы, которые актуализируются независимо от технологического развития региона и его масштабности:
- Технологии правового обеспечения общества и его функционирования;
- Политические технологии, направленные на административное и властное регулирование;
- Технологии, направленные на экономическое регулирование, развитие собственности;
- Технологии по информационному обеспечению и налаживаю коммуникаций;
- Технологии духовно-нравственного и культурного развития личности;
- Технологии для обеспечения социального функционирования общества, повышения его конкурентоспособности.