Социализация является сложным процессом приобретения социального опыта и усвоения социальных норм, необходимых для адаптации и функционирования в обществе.
Сложность социализации как процесса обуславливает многообразие ее видов и форм. Рассмотрим основные из них.
Первичная и вторичная социализация
Наиболее часто встречается деление социализации на первичную и вторичную.
- Первичная социализация начинается с момента рождения человека и заканчивается формированием личности и становлением взрослого человека. Для первичной социализации характерны самоиндентификация и индивидуализация человека, становление личности.
- Вторичная социализация характеризуется ситуациями выбора для человека, профессиональной самоидентификацией и самореализацией в профессии, семье и т.д. Сюда же отнесем принятие себя человеком, накопление и передача социального опыта.
Десоциализация и ресоциализация
К числу особых видов социализации можно отнести десоциализацию и ресоциализацию.
Десоциализация – это выход или отстранение человека от социальной группы в результате потери усвоенных ранее ценностей и социальных норм.
Десоциализация может быть различной степени, от поверхностной до глубокой.
Ресоциализация – это формирование системы новых ценностей, нового социального мира взамен ранее утраченных.
Виды социализации по объему и содержанию усвоенной информации
-
Полная социализация заключается в усваивании человеком того объема знаний, который необходим ему для успешного взаимодействия с обществом.
Иными словами, говорить о полной социализации возможного в случае абсолютного соответствия выполняемым функциям, задаваемых обществом, в котором проживает человек и требованиям социальной группы, к которой он относится. Полная социализация охватывает сексуальную, материальную и социальную сферу.
Замечание 1Таким образом, для полной социализации человек должен иметь нормальное физическое и психическое развитие, достаточный уровень образования и социальный статус, семью и детей.
-
В случае, если в какой-либо области человек не отвечает принятой норме, следует говорить о неполной социализации. Аналогично с полной социализацией, неполная социализация означает, что часть объема информации, необходимой человеку для функционирования в группе, не усвоена.
-
Выделим также такой вид социализации как односторонняя социализация.
В случае односторонней социализации человек усваивает нормы и знания какой-либо одной сферы, т. е социализируется либо в семье, либо на работе и т.д.
-
Еще одним видом социализации, выделяемым по объему усвоенной информации является актуальная социализация. Для актуальной социализации характерно усвоение того объема и содержания социального опыта, который соответствует социальной группе человека. Актуальная социализация дает возможность решать в первую очередь задачи, возникающие перед обществом, социальной группой в конкретный момент.
Социализация может быть неактуальной, но полной. Например, человек может быть хорошо социализирован, но со временем его социализация все больше расходится с требованиями общества и становится все менее актуальной.
-
Отдельно можно выделить адекватную социализацию. Данный вид социализации характеризуется полным соответствием идеалов, правил поведения, знаний, которыми обладает человек, тем реальным объективным процессам, которыми он окружен.
Виды социализации по скорости протекания
Представления человека могут быть актуальными текущим задачам, но не адекватными процессу их протекания.
По скорости протекания выделяют быструю и медленную социализацию.
- Быстрая социализация характеризуется быстрыми темпами усваивания информации, быстрым развитием. Наглядным примером быстрой социализации можно наблюдать в детстве. Ребенок очень активен в познании мира, за непродолжительное время он осваивает множество навыков, на период детства приходится становление личности почти на 70 %. Такие темпы развития, как в детстве, но в более взрослый период характерны для талантливых людей и вундеркиндов.
- Медленная социализация, напротив, характеризуется низкими темпами усвоения информации и длительным процессом развития личности. Причины медленной социализации различны. Они могут быть как психофизиологическими, так и социальными. В первом случае мы говорим об особенностях развития, каких-либо отклонениях организма.
Социальные причины кроются в изолированности ребенка, его педагогической запущенности, принуждении к какой-либо деятельности. Можно выделить также половые особенности социализации. Общеизвестным является факт о более быстром развитии девочек в сравнении с мальчиками.
Виды социализации по объему информации
Также можно выделить ограниченную и бесконечную социализацию.
Ограниченная социализация является таковой ввиду ограниченности объема социального опыта, который может быть воспринят нашим сознанием.
Опять же, в силу биологических и социальных особенностей возможности человека к принятию большого объема информации могут быть ограничены и неспособны быстро реагировать на изменившуюся ситуацию. Для достижения оптимальных результатов и успешного решения своих задач, такому человеку требуется больше времени и усилий.
Люди, которые склонны к медленной социализации, наиболее гармонично существуют в условиях стабильности, поскольку в таких условиях все процессы знакомы и требуют у них меньшее количество времени для принятия решения. Обойти особенности медленной социализации таким людям возможно через развитие уровня своего профессионализма, развития таких качеств как собранность, аккуратность, внимательность.
Бесконечная социализация практически не встречается, но теоретически допустима. Так, например, иногда пожилой человек, несмотря на возраст, сохраняет способность к восприятию нового объема знаний и быстрой реакции на изменения в его среде.