Проблема социализации личности – одна из наиболее актуальных и наиболее исследованных в современной психологии, социологии, педагогики. Одним из базовых инструментов социализации выступает учение как процесс приобщения личности к системе знаний, накопленной на протяжении исторического развития человечества, как особая образовательная среда, в которой протекает процесс обучения.
Процессы социализации личности посредством учения
В результате взаимодействия личности с образовательной средой осуществляется процесс социализации – усвоения и воспроизводства социальных норм и культурных ценностей, саморазвития и самореализации в данной образовательной и социокультурной среде.
Процесс социализации осуществляется:
- в процессе стихийного взаимодействия личности с обществом, стихийного влияния различных, зачастую разнонаправленных, условий;
- в процессе влияния государства на различные аспекты жизнедеятельности личности;
- в процессе целенаправленного создания условий для социализации личности – воспитания.
Причем, целенаправленное создание условия для социализации – создание образовательной среды – выступает одним из наиболее эффективных способов социализации.
Подходы к дефиниции образовательной среды
Под образовательной средой в современной научной литературе может пониматься:
- в широком смысле - совокупность социокультурных сред – макросреда, в которой протекает учение человека;
- в узком смысле – специально организованная в образовательном учреждении совокупность педагогических условий.
В наиболее общем виде под образовательной средой понимается целостная развивающаяся структура, система влияний и условий формирования личности, ее развития.
Образовательная среда охватывает совокупность природных (биологических, химических, физических, пространственно-предметных и пр.) и социальных (межличностных, информационных, архитектурных, образовательных и пр.) факторов, которые в той или иной степени, мгновенно или долговременно, прямо или косвенно влияют на жизнедеятельность личности.
Другими словами, образовательная среда представляет собой сложное, синтезное образование, в структуре которого можно выделить естественные и общественные условия жизнедеятельности личности.
Социальная среда представляет собой всю совокупность социальных условий и ситуаций, всю духовную и материальную культуру общества, все особенности социального окружения, оказывающие влияние на личность человека, обеспечивающие его приспособление к нему, социализацию.
Способы формирования образовательной среды
В современной научной литературе выделяют три основных способа организации образовательной среды, в которой протекает учение личности:
- среда, сконструированная по принципу единообразия, в которой доминируют административноцелевые взаимосвязи и взаимоотношения. Указанные взаимоотношения, как правило, регулируются властью. Подобная среда характеризуется высокой степенью структурированности;
- среда, сконструированная по принципу многообразия, в которой взаимосвязи и взаимоотношения между отдельными акторами имеют конкурирующий характер. Характеризуется интенцией к деструктуризации;
- среда, сконструированная по принципу вариативности; учение как единство многообразия, в котором все взаимосвязи и взаимоотношения между акторами строятся по принципу партнерства и кооперации.
Вне зависимости от формы конструирования среды, она оказывает огромное влияние на протекание социализации личности. В то же время, в различных образовательных средах протекание социализации характеризуется определенной спецификой, направленностью на формирование определенных личностных качеств.
Таким образом, целенаправленное учение, создание образовательной среды выступает одним из наиболее эффективных инструментов социализации личности, обеспечивающей не только усвоение системы научных знаний, но и принятие норм и ценностей данного общества как личностных.