Разместить заказ
Вы будете перенаправлены на Автор24

Правовая социализация

Все предметы / Право и юриспруденция / Правовая социализация

Понятие и сущность правовой социализации

Определение 1

Правовая социализация является процессом усвоения человеком системы правовых ценностей, знаний и норм, благодаря чему он успешным образом адаптируется к общественно-правовой жизни.

Её итог - принятие человеком части культурного правового наследия, которое является актуальным не только для него лично, но и для всего общественно-исторического процесса, субъектом которого он является.

Присоединяясь к сформировавшемуся регламенту жизнедеятельности собственной социальной группы, человек проявляет негативное отношение к любому отклонению от социально-правовых установок, действующих в настоящий момент, он начинает принимать участие в противоборстве с деструктивными силами, действия которых направляются против сформировавшегося порядка в обществе.

Получая необходимые правовые навыки и умения регулирования отношений с иными членами в обществе, он может не лишь на продуктивной основе взаимодействовать с ними, но и укреплять или даже увеличивать собственный статус, успешно исполняя роль, предназначенную ему социумом.

Эволюция теории правовой социализации

Замечание 1

Зарождение идеи правовой социализации пришлось на 60-е годы 20 столетия. На первоначальном этапе она пребывала в сильной тематической и методологической зависимости от политологии, потому как выработка новой проблематики осуществлялась в контексте разрешения вопросов политической социализации.

В контексте исследования проблем правовой социализации стала складываться концепция когнитивного развития, сторонники которой – Э. Кон, Д. Луин-Тапп, С. Вайт, признали когнитивный дифференциал правового мышления главенствующим фактором в эволюции человека как правового субъект.

Готовые работы на аналогичную тему

Её развитие происходило в контексте методологического противоборства идеологии социального обучения, активно использовавшейся исследователями, к примеру, криминологами Р. Берджесом и Р. Эйкерсом, в 60-е годы при выделении внешних детерминант модели правового человеческого поведения.

В 80-е годы теория правовой социализации получила собственное развитие. Учеными был произведён сравнительный анализ моделей правовой социализации в различных странах, в их числе США и СССР По данной теме мы уже выполнили реферат Органы государственной власти СССР подробнее .

Они поднимали комплекс социокультурных, теоретико-методологических и эмпирических вопросов, которые имеют отношение не лишь к правоведению, но и ккультурологи, социологии, конфликтологии и психологии. В данный период проводились масштабные исследования в сфере правовой социализации подростков и детей.

Ценный вклад внесли социологи и психологи в изучение развития нравственных ориентаций и ценностей правового поведения. Ученые подчеркнули важнейшую роль ранней социализации в психосоциальной личностной эволюции. Их усилия сосредотачиваются на проблематике формирования позитивных ориентиров в этическом и социальном детском развитии. В работе «География правовой социализации: общественные и научные вехи» исследовательница американского происхождения Д. Тапп дала оценку эволюции теории правовой социализации.

Девяностые годы 20 столетия отличились перевесом компаративистских исследований национальных моделей в правовой социализации, значимой дифференциацией направленностей научных исследований такого феномена. Внимание ученых обращено на целое множество взаимосвязанных проблематик правовой человеческой социализации:

  • образование национальной модели социализации;
  • трансформация гражданского правосознания в транзитивный период общественного развития;
  • религиозные и духовные аспекты развития системы ценностей культуры права;
  • роль правового менталитета при механизме социализации, институты гражданского общества в образе агентов социализации;
  • деформация правового сознания;
  • ресоциализация права и т. п.

В данный период к исследованию такой проблематики активнейшим образом подключались учёные российского происхождения.

В 21 веке ученые особенное внимание обратили на изучение аспектов формирования национальных моделей правовой социализации. Они занимаются исследованием проблематик управления процессом правовой социализации в молодёжной среде, увеличения роли социальных институтов в форме её агентов, мониторинга социализирующих функций в образовательных учреждениях, формирования новых технологий пенитенциарной ресоциализации, определения позитивных факторов, которые способствуют ей.

Механизм правовой социализации личности

Правовая социализация проистекает в социокультурной среде, на изменение качества которой оказывают опосредованное или прямо направленное влияние различные материальные и духовные факторы, которые образуются постоянно изменяющиеся многоуровневые мультисистемы, непосредственным образом определяющие тенденции в развитии правовой общественной культуры.

К числу основополагающих составляющих механизма правовой социализации традиционно относят:

  1. Ориентиры - эталоны правового поведения, которые доминируют в обществе;
  2. Сформировавшуюся в социуме систему иерархий социально-правовых ролей и статусов;
  3. Непрерывно развивающийся институт правового обучения воспитания.

Эталоны, которые служат для индивида маяками правового поведения, образуются в итоге исторического развития системы регуляторов жизнедеятельности в социуме. Модель правового поведения, становясь образцом, вызывала общее одобрение и устремление индивидов к ориентиру на иерархию ценностей, заложенных в ней. Становясь частицей правовой культуры, ориентиры-эталоны способствовали организации коллективной людской деятельности. Они подвергаются изменениям, в зависимости от скорости протекания процессов в общественной среде, обладающих эволюционным или революционным характером.

Сообщество экспертов Автор24

Автор этой статьи

Автор статьи

Марина Борисовна Юрьева

Эксперт по предмету «Право и юриспруденция»

Статья предоставлена специалистами сервиса Автор24
Автор24 - это сообщество учителей и преподавателей, к которым можно обратиться за помощью с выполнением учебных работ.
как работает сервис