Проблема социализации человека в эпоху постмодерна
Социализация личности является достаточно актуальной проблемой современности. На протяжении многих веков человек воспринимал социальные и культурные блага, нормы и ценности через различные источники: семью, образование, службу в армии, трудовой и профессиональный коллектив, призвание, бытовая деятельность, взаимоотношения с государством и общественностью. Но время не стоит на месте, и, войдя в эпоху постмодерна, усиливающуюся индустриализацию и глобализацию, человек начал по новому воспринимать окружающих и самого себя. Это связано с появлением большого количества технологий, которые позволили человеку прикоснуться даже к самому неизведанному и запретному; налаживать связи и общение по всему миру, с людьми из разных уголков планеты; получать образование, не выходя из дома, что касается еще и трудоустройства (фриланс, удаленная работа).
Но, несмотря на все условия, которые благоволят к успешной социализации, индивид сталкивается с некоторыми противоречиями. Одно из них заключается в том, что человек стремится постоянно самоактуализироваться, но при этом возможности его личностной самоидентификации постоянно уменьшаются, сводя шанс к успешной актуализации в современных условиях к минимуму. В связи с этим авторы и исследователи данной сферы обозначили новую веху в социализации человека: переход от постмодерна к его продолжению – так называемому after-постмодерну.
В связи с появлением новых социальных условий социализация в своем обычном виде развиваться больше не могла. Человек постепенно оставил всякую возможность ассоциировать себя с какой-либо расой, культурой или вероисповеданием, так как он столкнулся с внутренними противоречиями, которые навязали ему изменившиеся и усовершенствованные средства массовой информации. Таким образом, в его миропонимании стерлись все границы между добром и злом, белым и черным, тем, что дозволено и тем, что запрещено и не входит в рамки допустимого.
Большинство социальных институтов обесценились, их нормы и ценности более не представляют интереса. Подобная «девальвация» институтов привела к невозможности использовать уже привычные и устоявшиеся структуры для социализации индивида. Причем, это коснулось не только вторичной социализации, где человек самостоятельно постигает новые ценности, обогащается навыками и знаниями: то же самое постигло и первичную социализацию, поскольку семья как социальный институт претерпела заметные изменения, что привело к смещению в ее структурах и в целом значимости данного институционального образования для человека.
Виртуальное пространство и его роль в социализации личности
Виртуальное пространство – это понятие не новое. Еще много веков назад люди считали, что помимо нашей реальности и нашего мира великий ум сможет породить совершенно новую, самостоятельную и не похожую на остальные реальность, со своими нормами, законами, принципами. Но лишь исследователи постклассической эпохи объединили фрагментарные представления в единое, что получило официальное название «виртуальная реальность».
Виртуальная реальность – это некая совокупность объектов нематериальной природы. Их существование полностью обусловлено постоянным процессов ее обновления, а также воспроизведения, но уже реальным миром, со своими индивидами и социальной природой. Отсюда и вывод о том, что виртуальный социальный мир создается руками человека для включения себя в социальную жизнь. Это происходит по причине того, что человек не имеет возможности воспользоваться всеми имеющимися социализационными и идентификационными инструментами в актуальном мире.
Иногда уход от реальности может нести не только позитивное влияние, но и негативное. Погружаясь в виртуальный мир, человек может потерять себя. Его поведение постепенно переходит в разряд асоциального, он теряет имеющиеся у него до этого контакты с окружающим миром. Такие процессы оказывают сильное давление на психику, что делает невозможным выстраивание межличностных отношений, коммуникаций. Такая нелюдимость – результат полного погружения в виртуальный мир, где человек видит себя как полноценную личность, и готов играть по чужим правилам, при этом придерживаясь своих принципов. Но в какой-то степени он становится постепенным заложником виртуального мира. Личностные качества стираются, на их место приходит агрессия, непринятие чужой точки зрения, и вообще в целом другой человек в его глазах не является полноценным, так как он не участник виртуальной реальности. Но сам индивид, оказавшись в «воображариуме», эти негативные исходы просчитать не может, отсюда и противоречия между виртуальным миром и реальностью.
Социализация человека в век высоких технологий
Вторая половина 20 века ознаменовалась очень быстрым развитием коммуникационных технологий в информационном обществе. В результате этого человек практически беспрепятственно может:
- использовать любые информационные ресурсы,
- работать и получать образование благодаря глобальной сети,
- быть постоянно проинформирован о последних событиях благодаря телевидению, аудио- и видеоинформаторам, а также социальным сетям.
Существуя в такой медиареальности, человек практически беспрепятственно строит социальные связи, которые так важны для его социализации. Все это породило так называемое интерсубъективное сознание – когда чужое «Я» становится менее значимым и достоверным, чем свое собственное видение и понимание реальности. С одной стороны, данная в некотором смысле «равноценность» привела общество к общим целям и мировоззрению, но с другой стороны она практически полностью размыла понятие «личность». Теперь человек, ориентируясь на идеалы и ценности глобальной Сети, пытается соответствовать именно им, забывая о собственных особенностях, интересах и потребностях. Исчезло то самое «нечто», те самые черты, которые делали человека уникальным, особенным, не похожим на других.